Соцмережі
22 Жовтня 2020
661

Олексій Кущ: Що краще, мати “кубишку”, або швидке економічне зростання

Про резерви, стереотипи та феномени української економіки

(мовою оригіналу)

Золото-валютные резервы НБУ достигли рекордного уровня последних лет: 26,5 млрд. дол. (а в сентябре было и 29 млрд.) Большая часть из них – чистые резервы в размере более 15 млрд. дол. Преимущественно доллар (20,6 млрд.). Преимущественно, иностранные ценные бумаги (22,6 млрд. дол.). В общем, “картина маслом”: инвестируем в экономику США.

Откуда эти деньги? Часть – заемные средства, главным образом – МВФ.

Что касается чистых резервов – это положительное сальдо выкупа валюты на внутреннем рынке. Простыми словами – квазиналог на экспортеров с помощью привлечения спекулятивного капитала в пирамиду ОВГЗ.

Как это работало в 2019-м, вам расскажет любой предприниматель, работающий на внешнем рынке: у экспортеров изъяли примерно 5 млрд. дол. валютной выручки в гривневом эквиваленте. Опосредованно за счет этой инъекции и увеличили ЗВР на те же 5 млрд. дол. Как в сообщающихся сосудах – “финансовая физика”…

В подземных хранилищах – рекордные 27 млрд. м. куб. газа. Это еще примерно 5 млрд. дол. в эквиваленте по сегодняшним ценам. Инвестиции в экономику РФ.

И эти деньги – монопольная рента, собранная с потребителей “авансом”, то есть изъятые из нашей экономики. Сравните цифру инвестиций “в газ” с объемом прямых иностранных инвестиций в Украину – последние составили в прошлом году примерно 2,5 млрд. дол. Почувствуйте разницу…

При этом наша национальная экономика падает. Низкий уровень монетизации ВВП. Низкая капитализация внутренних активов. Низкая платежеспособность населения. Дефицит оборотных средств у бизнеса.

Мы привыкли, что большие резервы – это хорошо. Сложный дискурс. У Гобсека тоже было много денег…

Тут вспоминается модель экономики с двумя дефицитами, разработанная американским экономистом Холлисом Чинери.

Недостаточность внутренних сбережений приводит к торговому дефициту и потребности во внешних кредитах и помощи для покрытия возникающих дисбалансов.

Так страна оказывается во власти внешних финансовых доноров, для которых не нужен быстрый рост украинской экономики. Им нужны наши стабильно высокие валютные резервы для покрытия плановых выплат страны по займам.

Меньше накапливаем в национальной валюте, меньше инвестируем, больше покупаем импорта. Простая зависимость….

В РФ, известный экономист Яков Миркин также критикует власть за приверженность к избыточному сбережению в ущерб экономическому росту. Миркин называет эту модель: “экономика – собака на сене”.

Такое впечатление, что для нашей власти лишь бы экономически не расти. Думается, рост ВВП на уровне 5%+ (а именно такой и нужен для преодоления бедности и структурной модернизации), испугал бы их больше, чем приезд Рудольфа Джулиани…

На самом деле, приверженность к формированию резервов является своеобразной страховкой наших политических элит: им не нужен быстрый рост экономики (это всегда социальная турбулентность, ведь появляется нестабильный средний класс).

Им нужна “кубышка”, которую можно “доить” и благодаря которой, сохраняется модель “стабильности на кладбище”.

И они должны отчитаться перед МВФ о достаточности чистых валютных резервов для выполнения кредитных обязательств.

Резервы – это хорошо. Но еще нужнее мера и правильные акценты. Пока, это не про нас. Зато можем гордится феноменом падающей экономики при растущих резервах.

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

 

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram