Соцмережі
11 Лютого 2019
717

Михайло Соколов: Податки з фонду оплати праці та пенсійна система

Найбільшою проблемою є нелегальна праця  більшості українців

(мовою оригіналу)

Критикуешь предлагай или как реформировать систему налогообложения труда в Украине

Друзья, как и обещал представляю на ваш суд мое видение того, как исправить ситуацию с обложением ФОТ и пенсионной системой. Буду благодарен, за Вашу конструктивную критику.

Что не так?

Основная проблема нынешней системы обложения фонда оплаты труда (ФОТ) и системы пенсионного обеспечения в том, что большинству украинцев очень невыгодно легально работать в Украине.

Даже в Польше средний украинец сможет получить в несколько раз больше, чем в Украине. Если же мы сравним с развитыми странами ЕС, США, Канадой, Автралией и т.д., разрыв станет просто чудовищным. Сократить разрыв в зарплатах Украина быстро не может, т.к. основная причина их низких значений не в неравенстве распределения доходов, а в очень низком ВВП на душу населения (см. цифры в конце поста).

Единственная группа работающих, которая может и зарабатывает в Украине деньги сопоставимые с тем, что они могли бы заработать за рубежом, это представители “креативных” специальностей, которые создают своим собственным умом экспортноориентированный или дефицитный продукт. Причин много и они разные, их некем заменить, а обойтись без них не получается (как с высококластными юристами, аудитоарами, эконостами – таких просто не может быть много, а спрос есть), они мобильны, а рынком сбыта для них является весь мир (как теже програмисты, финансисты, дизайнеры, настоящие ученые и высококластные инженеры), поэтому, если им платат мало они немедлено уезжают. Учитывая, что стоимость жизни в Украине все же ниже, чем в странах ЕС, многим из них всеже выгодно и удобно оставаться в Украине, пока их нетрогают.

Однако, и с этой группой есть проблема – подавляющее большинство ее представителей не платит налоги по обычной ставке (18% НДФЛ, 22% ЕСВ и 1,5% военный сбор), они используют различные схемы оптимизации, наиболее законная из них – работа в качестве ФОПа (плательщика ЕН3), в результате их налоговая нагрузка составляет около 4%, плюс затраты на услуги оптимизаторов, итого: 8-10%% от заработанных средств.

В реальности, они, как и все граждане Украины, платят все же больше, т.к. покупая товары в Украине они уплачивают 20% НДС. В итоге, эффективная кумулятивная налоговая нагрузка у них составляет максимум 20% от заработанных средств, в то время, как у обычных украинских работников минимум 44% (в этой цифре учтены НДФЛ, ЕСВ, военный сбор и НДС, но не учтены акцизы). Другими словами, обычный украинец отдает государству в виде налогов с каждой заработанной гривны не менее 44 копеек.

Однако, как только государство начинает пытаться заставить условных IT-шников уйти с упрощенки и платить все налоги, они уезжают из страны. И это логично.

Перехав в страну ЕС с сопоставимой налоговой нагрузкой, они получат социальный сервис и гарантии (включая пенсионное обеспечение), качество и объем которых несопоставимы с украинским.

Перехав в США, они будут платить менее 22,3% с дохода до $100 тыс в год, а если они женаты, то и того меньше. Плюс, опять же, получат гарантии и возможности, которых Украина им предоставить не может. Да, им прийдется платить за медицинскую страховку, но им и сейчас в Украине приходится платить за медицину, при этом вместо украинских 20% НДС, они будут платить минимум в два раза меньший налог с продаж.

Кроме того, есть еще и низконалоговые юристдикции, где можно легально платить еще меньше и, все равно, вести более комфортную жизнь, чем в Украине, например, Грузия.

Собственно, совокупность названных факторов и являются причиной, того, что количество людей, которые официально работают в Украине, почти сравнялось с количеством занятых в теневой сфере и украинцев, работающих в других странах. Если же мы учтем, что многие из тех, кто трудоустроен официально, получают большую часть зарплаты в конвертах, мы прийдем к выводу, что совокупный объем доходов украинцев, который не облагается ЕСВ и НДФЛ превышает облагаемый.

Если же мы учтем, что такие страны как Польша и Германия заинтересованы в привлечении квалифицированных и даже неквалифицированых украинцев, а также грядущий демографический провал, то становится очевидно, что нынешняя система обречена на крах.

Если увеличивать налоговую нагрузку на тех, кто остался, они будут убегать еще интенсивнее, причем, чем выше квалификация работника, тем выше вероятность, что он уедет и перейдет в тень.

Если не увеличивать, то Украину ждет острый социальный и политический кризис, т.к. прожить на песию станет совершенно невозможно, в результате, все равно, прийдется что-то менять.

В чем причина?

Как ни странно, причина не столько в демографии, сколько в головах (хотя и в демографии тоже).

Разве это справедливо, облагать, как в Грузии, доходы работающих и хорошо зарабатывающих по ставке 20%, если в стране столько бедных людей и пенсионеров?! Нельзя мириться с тем, что из-за верхнего предела по уплате ЕСВ эффективная налоговая ставка для высоких зарплат оказывается регрессивной! Именно такие тезисы мы слышим от украинских политиков и экспертов, в том числе, от действующего министра социальной политики, Андрея Ревы.

В ответ, правда, гораздо реже, можно услышать: – А разве справедливо заставлять тех, у кого хватило талантов, ума, трудолюбия, настойчивости, силы воли и смекалки добиться личного успеха в украинских условиях платить за всех остальных?!! Как, сказала одному из поборников социальной справедливости моя бывшая коллега Kate Lepenicheva (ныне проживающая в Австралии): “я никому и ничего не должна, мое образование и воспитание оплатили мои родители и международные организации”.

Можно сколько угодно дискутировать над химерным вопросом социальной справедливости, однако, это бессмысленно и даже вредно, думать нужно о другом – как сделать жинь людей лучше.

В нашем случае это означает поиск ответа на вопрос: что нужно сделать, чтобы совокупные доходы бюджета (НДФЛ+ЕСВ) от обложения труда росли темпами, опережающими инфляцию и рост числа пенсионеров? А значит, росло число плательщиков и средная сумма уплаты, а также сокращалось число тех, кто имеет право на получение пенсий (без всяких фокусов, вроде увеличения трудового стажа и возраста выхода на пенсию).

Как ни странно, этого вполне реально добиться даже в наших, почти катастрофических условиях. Однако, для этого нам предстоит изменить свое мышление, отказаться от идеи, что система налогообложения может рассматриваться с позиций справедливости. Она может, и должна рассматриваться только с позиции максимизации пользы – долгосрочного роста доходов работающих и бюджета, а, значит, и пенсионеров.

Что делать? Или несправедливый рост.

По даным Укрстата, в Украине только 21% занятых получают заработную плату более 10 000 грн. Думаю, что если бы мы взяли отметку 15 000 грн, то количество счастливчиков уменьшилось бы более чем радикально. Таким образом, если налоги бы брались только с дохода, котрый не превышает 15 000 грн в месяц, что означает совокупную налоговую нагрузку – 2925 ргн (НДФЛ и военный сбор) + 3300 грн (ЕСВ) = 6225 грн, доходы бюджета бы практически не упали.

А теперь, давайте представим, что мы объеденили ЕСВ, НДФЛ и военный сбор в один налог, сохранив эффективную налоговую нагрузку в 33%, но берем его лишь до тех пор, пока совокупная уплата не достигла 6225 грн, все же трудовые доходы, превышающие эту сумму и до $5000, мы облагаем по ставке 5%. Все что выше $5000 по ставке 20%.

Что это будет означать, для того же IT-шника с зарплатой $2000, с которой сейчас он платит государству 4% ($80), а банку и финансисту-оптимизатору еще 4% ($80)?

Считаем:

6225 грн/28 (курс доллара к гривне) = $222, значит, в долларах доход, после которого он будет облагаться по 5%, составит ( $222/33%) = $673. В результате, дополнительно к минимальной сумме, он заплатит ($2000-$673)*5%=$66.
Итого, в бюджет от него поступит $222+$66=$288, а сейчас поступает $80.

Учитывая, что его личные затраты составляли $160, его плата за легализацию при описанном налоговом режиме будет $128. При этом, компаниям не нужно будет заниматься раздачей средств в конвертах, можно будет показывать своим клиентам, партнерам, инвесторам и акционерам реальный штат, реальные затраты и реальную прибыль. Думаю, что такая палата окажется более чем выгодным предложением для всех строн, кроме оптимизаторов – они потеряют весь свой доход.

Если же праллельно поднять ставку единого налога 3-ей группы упрощенной системы налогообложения (ранее и далее ЕН3) до 10%, что давно пора сделать, окажется, что использовать ЕН3 для оптимизации обложения труда при новой общей системе совершенно бессмысленно.

При ставке ЕН3 10% и затратах на оптимизацию 4%, совокупные затраты составят 14% или, для рассмотренного выше случая, $2000*16% = $280, а легальная налоговая нагрузка $288.

Второй составляющей реформы должен стать переход на накопительную пенсию. Естественно, государство, сохранив и даже увеличив доходы должно продлжить выплачивать пенсии, но они должны быть признаны тем, чем они уже по факту являются – минимальным пособием по старости, котрое назначается всем и одинаковое по достижению нетрудоспособного возраста.

Люди накопившие себе свою собственную пенсию на старость должны либо вообще не получать государственное пособие либо получать его часть, в зависимости от размера накопительной пенсии.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что выше приведены точные значения ставок и порогов их применения. Для их вычесления нужно владеть точной статистикой по распределению официальных заработных плат, а также провести подробный анализ налоговых нагрузок и социальных бонусов в конкурирующих с Украиной за трудовые рессурсы юрисдикциях. Только вооружившись данной информацией мы сможем подобрать оптимальный размер ставок, а также размер и количество пороговых значений, чтобы налоговая нагрузка не выталкивала наиболее высокооплачиваемsх специалистов за рубеж или в тень, а, напротив, привлекала талантливых людей из сопредельных нам стран и из теневой экономики.

Также, может оказаться, что в наших условиях, более эффективной или реалистичной окажется предложенная Alexander Shemiatkin ситема патентов для отдельных высоковостребованных профессий, которая позволяет раотодателю оформить на каждого програмиста патент и платить с его зарплаты сниженный налог, например, по ставке 10%.

Данный пример лишь призван показть ключевой принцип необходимой реформы – нам нужно сделать так, чтобы большие зарплаты было выгодно платить официально и именно в Украине и одновременно сохранить доходы бюджета. Создав условия, при которых высокооплачиваемым специалистам будет выгодно перезжать в Украину, работать здесь, здесь платить налоги и строить бизнес, мы не только сможем радикально увеличить ВВП и доходы бюджета, но и обезвредить угрожающую нам димографическую мину, увеличив число работающтих, по отношению к числу пенсионеров, как за счет имигрантов, так и за счет возвращения самих украинцев.

Лишь обеспечив рост поступлений мы получим возможности для маневра и перехода хотя бы к плоской шкале налогообложения, например, с кумулятивной ставкой 20%. Сделать этого сейчас мы не можем, т.к. во-первых, не факт, что такого снижения налоговой нагрузки будет достаточно для существенной детенизации высоких зарплат, а во-вторых, такое снижение нагрузки на основную часть зарплат разбалансирует бюджет, что приведет к социальной и политической катастрофе.

Дальнейший рост нагрузки на фонд оплаты труда и, тем более, введение прогрессивной шкалы налогооблоения , например, до уровня и по примеру США, станет возможен лишь тогда, когда уровень эффективности госуправления и предоставляемого государством социального пакета достигнет уровня тех же США.

Подборка данных по Украине и другим странам

ВВП на душу населения в 2018 году:
Украина $2 830;
Польша $15 751;
ЕС $36 593;

Средняя зарплата после налогов:
Украина 241 евро (7420 грн) (обновленные данные);
Польша 873 евро;
Германия 2315 евро;
США 2 960 евро;

Конечно, для наших целей было бы правильнее взять данные по медианной заработной плате, но я их найти не смог.

Количество заробитчан
работают за границей на постоянной основе 3,2 млн;
работают временно 7-9 млн.

Количество трудоспособных 26 млн;
количество занятых 16 млн;
количество пенсионеров 11,5 млн.

Перечисления заробитчан в Украину $11,6 млрд или около 10% ВВП

Критикуешь предлагай или как реформировать систему налогообложения труда в УкраинеДрузья, как и обещал представляю на…

Опубліковано Михаилом Соколовим Субота, 9 лютого 2019 р.

 

Більше новин та актуальних матеріалів у нашому каналі в Telegram

 

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram