Соцмережі
6 Квітня 2020
809

Дмитро Томчук: Усі в онлайн

Для швидкої діджиталізації не вистачало чарівного пенделя

(мовою оригіналу)

Выскажусь коротко и фахово, по своей тематике: всяческие комитеты и министерства могли бы двигать диджитализацию страны еще лет двадцать, безо всякого результата, но с освоенными бюджетами. Делались бы умные лица, раздутые щеки, и все всем рассказывали бы, как украинские цифровые корабли бороздят просторы Большого Театра. И при этом все оставалось бы на местах. Мог ли я подумать, что две недели этого злосчастного карантина сделают для цифры больше, чем предыдущие 20 лет? Мы напрягались, делали круглые столы, конференции, коллаборации, заслушивали сотни проектов, я привозил в Раду ну очень уважаемых фаховых людей из Китая и пр. и безо всякого результата. И мог бы так колбасить еще лет 20. Но, как в старом анекдоте: “Пришел лесник и прогнал всех по домам”.

А оказалось, что дело, как всегда, в волшебном пенделе: работодатели выпинали всех по домам, и пошло любо-дорого. С кухонных столов, заставленных сковородками с недоеденной яичницей, с балконов, на которых закрылись от гарцующих по потолку школьников, из продуманных домашних кабинетов, которые оборудовали себе чайлд-фришницы в качестве сублимации много лет назад, из гостиных с видом на советский ковер на стене, и просто тупо отовсюду Украина начала работать онлайн, удаленно, дистанционно и пр. В рекордные сроки, тов. Стаханов бы прослезился и облобызал бы угольными губами. И заметьте, никто не умер от напряжения. Даже тети-бухгалтерши в начесах. Даже тоталитарные руководители, не имеющие теперь возможности докинуть пепельницей до кого надо. О чудо: все заработало, резко и внезапно, все начало коннектиться, давать картинку и звук.

Дети, эти рабы взрослых, отправились в онлайн-школы, и ничо, учатся. Как дети в школу. Все вопросы стали решаться через скайпколы, и да, обычные работники оторвали большую часть гордости у гиков и хипстеров: ведь раньше они думали, что это доступно только им, таким продвинутым и уникальным. Оказалось – нет. Любому сотруднику это подвластно. Подключились люди, не-гики и не-хипстеры, матери двоих детей через удаленные рабочие столы и прочую полезную коммуникационную требуху. И работают. И могут. А раньше – не могли.

Да, да, я знаю таких айтишников, которые приперли из офисов огромные кресла, и по два монитора, и собрали дедушкины праздничные столы на 12 персон и заняли целые комнаты, и ничего. Заметьте: все работают, никто не умирает. А все почему? Потому что работать так все равно интереснее, чем быть уволенным. А быть уволенным, согласитесь, сегодня не в пример увлекательнее, чем в 2014, 2008, 1998. Тогда были варианты, а теперь впору, аккуратно обходя патрули в масках, идти к 600 вырытым Филатовым могилам и там стреляться: работа не светит в этом балагане ниоткуда, никакая. Потому и работают люди бодро и целеустремленно, кто с 3 детьми и бабушкой на голове, при том что к бабушке в комплекте идет круглосуточно выкрученный на максимальную громкость телевизор, кто – плача о тусовках, спа и ресторанах, глотает слезы, но работает, а часть моих гиков вообще ничего не заметила и не в курсе происходящего, они слышали краем уха, что Ющенко больше не президент, но им не до деталей, да и неинтересно.

Вам говорят, что экономика встала и все везде лежит? А у нас в онлайне все крутится, вертится, и бодренько – только успевай разгребать. Так что не верьте, эти слухи сильно преувеличены. Не будь изоляции – фиг бы страна так освоила удаленную работу.

Скажу про себя: несмотря на то, что диапазон моих средств коммуникации распространялся от “Вичата” до “Зума”, а некоторых сотрудников я не вижу вживую по полгода, что не мешает нам ежедневно общаться, я за эти две недели освоил много нового. И не жалею. Например, встречи. Или выступления. Надо выступить на панельной дискуссии на “Битве проектов”? Тыць! И выступай, сколько хочешь. Надо провести встречу с читателями “Нашего Формата”? Тыць! Прямо из Голосеевского леса. Теперь даже страшно подумать, что всего год назад для этого требовалось встать в 4 утра, приехать в аэропорт, заплатить за рейс на Киев столько же, столько в Израиль и обратно, приехать в Киев из Борисполя, постоять пару часов в пробках, найти конференц-зал и уже там стоять перед публикой. Или вы мне скажете, что это удобнее, чем нажать на кнопку? Я уже сейчас знаю людей, которые не желают больше выходить в офис. Они желают работать удаленно. Как писал Кормильцев: “Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки”.

И за две недели наша работа в таком формате по объемам превзошла все, что мы делали онлайн за последние два года, и растет эффективность, все понимают, что основной канал коммуникации – этот и они все равно что в офисе. Красота. Так что с точки зрения диджитализации полицейское государство с букетом ограничений гражданских прав нужно было вводить давно, и было бы как в Японии: “Сайонара!” И все коллы, все нарады онлайн не пустой звук теперь: поговорили – и люди погнали выполнять, рысью, каждый по своей квартире. И потом, когда еще вы смогли бы реализовать вашу заветную мечту: сидеть на работе в рубашке и пиджаке под семейные труселя? И торжествовать от мысли, что ваш шеф, которого клинит от грязной чашки на столе или висящей на спинке стула куртки, видит теперь только надводную часть айсберга? Это ж чудо, что за простор для фана!

Но расскажу про “Битву проектов” вам будет интересно: Все в онлайне. Я – член жюри, судействую, не отрывая глаз от голосеевского пейзажа за окном. В проекте – 70 участников, 6 команд, судьи, зрители. И что? И никаких отличий от офлайна. Давно это нужно было сделать. Но тогда это было непреодолимо сложно. Но – стоит остановить метро, и все сложное становится на удивление простым.

А какое количество всяких преподов и консультантов наконец собралось с духом, оторвалось от замшелых пней и поставили на аватарки надпись “Консультирую Онлайн”. А ведь они бы этого некогда не сделали, если бы с ними по-хорошему. Один старенький профессор богословия, перед тем как начать онлайн-лекцию из своего цикла сектоведения, как раз про Белое Братство, потыкал тростью в камеру и произнес: “Сатанинская машинка, казнь египетская! Вот и я на старости лет приобщился сосуда, наполненного мерзостятми и нечистотами, и на челе его число Зверя, как сказал Иоанн Златоуст об Интернете. Но что поделаешь! Видно меня там? Тогда начнем, присылайте электронные записки с вопросами, а я пока перекрещу тут все. Итак, Белое Братство…”

Если даже у таких получается – то что говорить о вас!

Я к чему это все написал: все, что ни делается, все к лучшему. А за моим окном по лесу бегут трое нацгвардейцев с дубинам и в масках и овчарка. Догоняют легкоатлета. Кажется, догнали. Или нет…

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

 

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram