Соцмережі
4 Жовтня 2021
621

Роман Сульжик: Як Америка подолала корупцію та олігархію

(мовою оригіналу)

Один мой друг, успешный бизнесмен который никогда не интересовался политикой, недавно спросил меня — “Рома, как нам поменять эту страну? Это же абсолютно безнадежно. Вот у нас в Харькове сейчас выборы мера, люди выберут проходимца, при чем все знают что он проходимец и его все равно выберут”.

Я ему сказал что и сам постоянно об этом думаю, именно поэтому и изучаю историю США начала прошлого столетия. Там тоже была абсолютная безнадега — олигархи, партийные боссы которые тупо получали от них деньги и указания, избранные политики с зарплатами в конвертах — абсолютно все как у нас. Все политики говорили о борьбе с коррупцией, но на самом деле либо возглавляли ее, либо закрывали на нее глаза.

Но в начале 1900х начались изменения. Появилась целая каста журналистов-расследователей, которые начали очень доступно описывать происходящее. Самая известная публикация была McLure’s Magazine, которая просто жгла напалмом и которой зачитывались все прогрессивные люди в стране. Одна их журналистка, Ида Тарбелл, написала серию статей о Рокфеллере и о том, какими методами он сделал свое состояние. Она знала не понаслышке — у ее отца был небольшой нефтяной бизнес в Пенсильвании, который обанкротился, когда Рокфеллер выдавил из бизнеса всех независимых добытчиков нефти. Ее отец покончил жизнь самоубийством.

Эта и подобные истории очень глубоко тронули людей, и появился сильный спрос на изменения. И прогрессивные политики капитализировались на этом спросе людей на справедливость. Теодор Рузвельт до того, как стал президентом был начальником полиции Нью-Йорка, и он часто брал с собой несколько журналистов и просто ночью гулял по Нью-Йорку, ища полицейских, которые отлынивали от работы, выпивали или занимались непонятно чем. Однажды он подошел к копу, который стоял и болтал с проститукой в районе красных фонарей и спросил, почему он не патрулирует. Тот, не узнав Рузвельта, повернулся к своей спутнице и спросил ее — “Хочешь я этого нахала дубинкой отделаю?”

Его и ему подобных Рузвельт просил на следующее утро зайти к нему в офис, и просто массово увольнял. В один из таких дней он уволил 300 человек. Это действительно был шок для системы, ведь полиция была насквозь коррумпирована и люди платили большие деньги за должности — знакомая нам ситуация. Одного капитана полиции он уволил за то, что тот не смог объяснить откуда у него дом за $100 тыс. при годовой зарплате $1200.

Благодаря этим и другим поступкам, и тому как журналисты освещали их, он приобрел национальную популярность и стал президентом. Во время выборов он обещал людям “square deal” — “честную сделку”. Он говорил — “Моя дверь открыта для всех — и для капитала, и для рабочих. Но для всех в равной степени, не для одних в ущерб другим”.

И он реально доказывал это. Когда произошла огромная забастовка шахтеров, было много смертей и пришлось вводить армию. Он предложил владельцам бизнесов и представителям шахтеров сесть за стол переговоров, и заранее согласиться принять любое решение арбитратора. Бизнесмены боялись, и тогда Рузвельт попросил Джей Пи Моргана, самого богатого банкира в стране, быть арбитром. Тогда уже шахтеры напряглись, но сели за стол. И Морган принял решение в пользу рабочих!

Когда бизнесмены попытались отползти от договоренности, он просто пригрозил им национализировать их бизнесы, и принудил принять новые условия работы и оплаты труда. Рузвельт по настоящему, а не понарошку, боролся с олигархами. Именно он продавил закон о демонополизации и разбил империю Ахметова, простите, Рокфеллера, на 6 конкурирующих между собой компаний.

Это была Прогрессивная Эпоха — Рузвельт, Тафт, Вилсон были великие президенты которые не только не занимались коррупцией, но и активно боролись с ней. И строили институты. И это занимало время. Вилсон создал ФБР в 1914 году, но первые посадки топ коррупционеров начались только через 10 лет, в 1920-е.

Примерно это я рассказал своему другу. Мы просто должны делать правильные вещи, образовывать людей, и объяснять, что есть разница между имитацией борьбы с коррупцией, и реальными внутренними принципами и ценностями у политиков. История все разложит по своим местам, и мы, прогрессивные люди, которые хотят видеть тут нормальную страну, окажемся по правильную сторону истории.

В Украине есть огромный спрос на справедливость. И я не сомневаюсь, что и у нас найдутся свои великие люди, которые смогут удовлетворить этот спрос, и смогут заложить фундамент той страны, которую мы хотим построить и которой мы будет гордиться.

И в подарок тем, кто дочитал до конца еще немного интересной истории — Teddy Bear так называется в честь Теодора Рузвельта! В его честь была выпущена серия плюшевых любимцев, и они были так популярны в то время, что и до сих пор все такие мишки гордо носят имя Тэдди.

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram