Соцмережі
1 Жовтня 2021
759

Олексій Кущ: Пенсійна система та ринок землі

(мовою оригіналу)

Сейчас активизировались попытки ввести в Украине накопительную пенсионную систему.

Речь о 4% от фонда оплаты труда всех украинцев, которые хотят “отщипнуть” в накопительные частные пенсионные фонды за счет ставки ЕСВ и подоходного налога.

То есть на кону сумма в 60-70 млрд грн или эквивалент $2,5 млрд.

Сразу оговорюсь — концептуально, я за накопительную пенсионную систему.

Но я против, когда правильные идеи использются у нас, чтобы увести страну в неправильном направлении.

В своих статьях, стараюсь не просто критиковать, но и предлагать разумную альтернативу.

За последние годы, мною написано ряд статей, в которых обосновывалась необходимость запуска накопительной пенсионной системы в Украине с опорой на активы в виде земель сельскохозяйственного назначения.

В какой-то мере, нашей стране выпал уникальный исторический шанс в виде возможности совместить пенсионную реформу и земельную.

Еще ни у кого в мире такой возможности не было. Накопительну пенсионную систему вводили уже на фоне перераспределенного рынка земли.

У нас такой шанс еще есть.

Но какими же дятлами нужно быть, чтобы им не воспользоваться.

В моей концепции все просто.

Дайте украинским накопительным пенсионным фондам эксклюзив на покупку земли с/х назначения с дальнейшей сдачей оной в аренду или продажей в долгосрочную ипотеку.

Земля — уникальный актив, который нельзя украсть.

Она защищена от инфляции и девальвации.

А арендная плата и/или процент по земельной ипотеке — наиболее приспособлены для долгосрочного накопления и выплаты пенсий.

Нужно просто с помощью накопительных фондов соединить пенсионные сбережения украинцев с защищенной и долгосрочной земельной рентой.

И что интересно.

Данную модель наши политики на ура воспринимают как элемент предвыборной программы, но полностью игнорируют, находясь при власти.

Для ведения накопительной пенсионной системы нужны предпосылки в виде институциональной готовности экономики.

Должен быть динамичный рост, который, с одной стороны, сформирует в реальном секторе стабильный спрос на длинный финансовый ресурс в виде пенсионнных накоплений.

А с другой, за счет роста ВВП — компенсирует затраты на реализацию реформы (минимум 1,5% ВВП в год).

Понятно, что сейчас, никакой готовности экономики для реализации пенсионной реформы в том в виде, в котором ее предлагают, нет.

Экономика очень медленно растет, новых проектов почти нет, кредитование на нуле, капитальные инвестиции сокращаются (и вовсе не потому, что нет денег).

И вкладывать некуда: только ОВГЗ и иностранные ценные бумаги.

Но в первом случае, ваши пенсионные накопления пойдут на коррупционные схемы “на дорогах”, во втором — проспонсируем далеко не бедный запад, при чем с риском влететь в очередной фондовый пузырь на международном рынке.

Зачем тогда “все вот это вот” делают?

Зачем премьер нагнетает страхи о том, что нынешнее молодое поколение украинцев останется без пенсий. Зачем эту же тему педалирует министр финансов?

Неужели, эти люди, которые не способны формировать смыслы в среднесрочной перспективе, вдруг стали футурологами-стратегами, способными заглянуть за горизонт, то есть в 2040 год?

Но, “ларчик ломом открывался”.

Перефразируя политолога Белковского:

“Говорят, что у нас, сформировалась экономика зерна.

Это не совсем так.

Зерно всего лишь бессловесное крахмало-белковое орудие этой экономики.

Основу же ее составляют три понятия, они же факторы, они же источники и составные части: а) распил; б) откат; в) занос.

Это экономика РОЗ”.

В своих статьях, я использую еще один термин — “потоковая экономика”.

Главная задача политических групп влияния — сформировать свой “личный поток” и “сесть на него”.

Тут главный принцип: с бедных по сто гривен — чиновнику рубкашка “бриони”.

Можно брать по тысяче за обязательную оценку недвижимости или по десять за энергоаудит зданий.

А можно снимать по 4% с зарплаты (400 гривен с 10 тыс.).

Все свои силы, наши политические “элиты” вкладывают в “покупку” этих “потоков”, а затем прибыль от “потока” перенаправляется на его защиту от других претендентов.

Предлагаемая нам реформа — это когда некий государственный оператор будет “акредитовывать” при себе компании по управлению активами, которым поручат контроль за негосударственными пенсионными фондами украинцев.

С обязательным в таких случая “наблюдательным советом”.

Кстати, большинство простых украинцев распределят между КУА в “автоматическом режиме”.

В дальнейшем, большую часть наших накопленных пенсионных денех “сожрет” комиссия финансовых посредников (1% комиссии, уменьшает будущие пенсионные накопления на 20%).

В итоге, при выходе на пенсию, человеку в лучшем случае единоразово выплатят “накопленное” и он сможет купить себе, например, фен.

Как эта модель работала на практике, можете спросить у работников Нацбанка, пенсионные накопления которых “испарились” в корпоративном пенсионном фонде.

Циничность происходящего, подчеркивается еще и тем, что “эксперимент” по введению накопительной пенсионной системы сперва хотят ввести для бюджетников, прежде всего, для учителей, военных и медиков (то есть именно тех групп, которым обещают поднять зарплату — мол, не заметят потерю 400 грн. в месяц).

Получается, что выплачивая бюджетникам зарплату и удерживая с них налоги на труд (то есть, перекладывая деньги из одного государственного кармана в другой), по пути движения финансового потока сделают маленькую “дырочку” куда и будет “утекать” 4% от зарплатной “реки”.

С каждого по 400 грн, а в масштабах страны — уже 60-70 млрд грн. Бедные “не обеднеют”, а политические “элиты” обогатятся…

Потоковая экономика, она такая…

Как говорил классик, чем сильнее обжорство и роскошь на одном полюсе, тем больше слез и отчаянья на другом…

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram