Соцмережі
14 Серпня 2020
754

Олексій Кущ: Виживання національної економіки

Про стереотипи, багатство українців та фіскальні акценти

(мовою оригіналу)

ВВП Украины в этом году сократится на 6-8%. Еще большее падение стоит ожидать в динамике промышленного производства. Деиндустриализация в этом контексте приобретает уже почти необратимый характер.

По итогам года дефицит бюджета может превысить 300 млрд. грн. или примерно 8% ВВП. Хотя с учетом динамики первого полугодия, бюджетный минус вполне возможно окажется существенно ниже. Но не потому, что у нас нашли «эликсир экономической жизни», а по причине не выполнения плана расходов.

В методичках МВФ, выпущенных в начале кризиса, давалась вполне понятная рецептура: такие страны как Южная Корея или Германия должны за счет расширения дефицита финансировать все то, что будет иметь хоть какой-то эквивалент реальной стоимости. Но таким странам как наша прописывают по традиции «глауберову соль и клистир», что бы как у Гашека плоскостопный бегал как ошпаренный.

Современная монетарная теория говорит о первичности расходов бюджета над доходами: все, что может быть создано материально, должно быть профинансировано.
Но у нас, эмиссионные источники НБУ подлаживают под выплату государственных долгов (рефинансирование госбанков – покупка ОВГЗ на первичке – погашение гос. облигаций, принадлежащих нерезидентам), а расходы бюджета подлаживают под уровень фискальных сборов. А там пока не густо.

Национальный парадокс: чем больше схем поборено, тем меньше денег доходит до казны. Прям, фискальный казус. Пока спасают распотрошенные госпредприятия, а осенью?

Скорее всего, фискальный недобор компенсируют известным принципом: меньше кормить, больше доить. Бюджетные расходы к концу года поставят на паузу, переложив бремя популизма в виде роста минимальной зарплаты на бизнес. А фискализацию усилят.

Ведь как спасаются такие страны как Китай? Три базовых кита противодействия кризису: монетарное стимулирование платежеспособного спроса, бюджетно-фискальное стимулирование бизнеса и региональные инфраструктурные проекты. У нас из всего этого только позорище в виде «великого строительства», когда в Киеве сдирают вполне сносный асфальт, не замечая прогнивших под ним труб.

На досуге внимательно прочитал интервью главного налоговика страны Алексея Любченко. Основной посыл: в стране много денег. В основном у населения, малого бизнеса и единоличников в сельском хозяйстве. Там можно изымать десятки миллиардов гривен новых налогов.

Тема богатства украинцев в представлении чиновников в общем-то не нова. Я слышал подобные высказывания и в окружении Кучмы, и Ющенко, и Януковича и, конечно, Порошенко. Не изменился вектор и сейчас. Это не олигархи богатые, а селяне, обрабатывающие до 10 га земли. Попахивает новой продразверсткой.

Хорошая тема – загнать в налоговые долги мелких фермеров и семейные хозяйства накануне открытия рынка земли.

«Дебютные» идеи налоговиков: ужесточение применения РРО для малого бизнеса, применение механизма КИК – для срднего. Но основной акцент будет делаться на обложении НДС единоличных фермерских хозяйств: по мнению фискалов, там сокрыто 150-200 млрд. грн. и государство планирует изъять шестую часть этих доходов.

Как «опции» рассматривают возможное повышение налогообложения доходов физлиц, более жесткий налоговый контроль за сдачей недвижимости в аренду, налогообложение торговли на интернет-площадках и т.д.

А теперь о стереотипах. Знаете ли Вы, что в РФ и Беларуси подоходный налог по базовой ставке составляет 13%. Кроме того, в парке высоких технологий у Бацьки ставка 9%. У нас – 18%.

Перенос акцента налогообложения с труда на капитал и активы (богатство) – это даже не модный тренд, а инстинкт выживания национальных экономик. Тогда почему в Украине продолжают действовать с точностью до наоборот?

 

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

 

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram