(мовою оригіналу)
Об инфляции, бренности бытия и П.Коэльо.
Есть ряд сильных факторов, обуславливающих высокую инфляцию, которая не скоро перейдет к снижению:
– производственные:
* разрыв производственно-технологических цепочек, из-за чего увеличивается дефицит товаров и комплектующих;
* инфляция издержек из-за роста цен на сырье (энергоносители, пром. металлы, продовольствие, удобрения и т.д.), товары и комплектующие (вследствие их дефицита). Так, цены производителей в Германии в октябре продемонстрировали максимальные за 70 (!) лет годовые темпы роста, увеличившись на 18,4% г/г.
– структурные:
* неудовлетворенный отложенный спрос, вплеснувшийся после ослабления COVID-ограничений;
* смещение спроса от сектора услуг к товарам, в особенности длительного пользования.
– логистические — за год стоимость контейнерных перевозок выросла почти в 3 раза.
– монетарные:
* массированные эмиссии — только за 2020 год ведущие ЦБ мира суммарно “вбросили” $8,7 трлн, которые в отличие от QE 2009-2014 гг. не пошли в “финансовый контур”, а выплескиваются на товарные рынки. Баланс ФРС продолжает расти;
* сворачивание экстренного стимулирование будет не раньше второй половины 2022 года, ставка может повышена только после этого;
* низкие ставки ключевых Центробанков, которые не будут заметно повышены (иначе сильно подорожает обслуживание резко увеличившегося госдолга).
– “трудовые” — спрос на труд высокий, но есть проблемы со стороны предложения, т.к. многие довольствуются пособиями и подработками. Бизнес испытывает трудности с наймом персонала, что ведет к росту зарплат, которые в октябре увеличились на 0,4% м/м и на 4,9% г/г.
– медицинские:
* рост заболеваемости коронавирусом (сегодня максимумы обновлены в Германии, крупнейшей экономике Европы, Австрии, Нидерландах, Финляндии, Чехии, Словакии, Хорватии, в нескольких государствах количество заразившихся за сутки вблизи рекордов) ведет к новым локдаунам, пусть и не столь жестким, как раньше;
* ожидающийся рост заболеваемости весной (коронавирус имеет сезонный характер).
– психологические — рост инфляционных ожиданий, причем не только у населения — прайсинг указывает, что участники рынка верят в повышение инфляции, а это вера обуславливает действия.
ФРС и ЕЦБ считают инфляцию временной. Им вторит ноябрьский опрос управляющих от BofA — 61% считает инфляцию временной. Сложно спорить с такими авторитетами, но из семи факторов в пользу снижения инфляции может говорить лишь небольшое уменьшение (на 10%) стоимости перевозок, что может быть и ситуативным явлением.
Впрочем, все суетно и бренно в этом мире, все временно. Как писал П.Коэльо — “сохраняй терпение и не забывай, что в этом мире все преходяще”. Высокая и длительная инфляция тоже преходяща. Бывает, она снижается. Бывает переходит в гиперинфляцию или стагфляцию.
А позиция ФРС и ЕЦБ такова — “скоро все будет хорошо, потому что плохо уже надоело”…
Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram
Ми у соцмережах