У США зареєстрували законопроект, який забороняє американським чиновникам інвестувати в Україну
(мовою оригіналу)
Пусть закон так и не примут, но это очень плохой сигнал для системного бизнеса. Зато мы покупаем американские локомотивы, а США в ответ вводят пошлины на украинский металл и колесные пары. А теперь об историях успеха в других странах. Сейчас “новые лица” заявляют, что легче купить готовое, чем возрождать свое. Может, и легче, но правильнее ли?
Чтобы понять, как это работает, перенесемся в Польшу, на родину местного технаря-мультимиллионера Збигнева Якубаса. В свое время он закончил политех и работал обычным преподавателем, отдавая за свою крохотную квартирку весь ежемесячный заработок. Все это продолжалось, пока родители не дали ему семь тысяч баксов на покупку нового жилья. По пути к невесте он решил зайти в цветочную лавку и в шутку спросил у продавца, что ему сделать с деньгами. Тот посоветовал не покупать квартиру, а вложить в собственный бизнес. Удивительно, но Якубас именно так и поступил. Через несколько лет он стал владельцем пакета акций предприятия-банкрота, которое производило локомотивы в советской Польше.
Сейчас – это процветающая компания Newag, и состояние Збигнева Якубаса оценивается в 350 млн евро и он входит в двадцатку самых богатых поляков. На данный момент акции Newag хотят купить Alstom, Bombardier, Stadler, Skoda, Siemens. Эта компания только с помощью одного IPO на варшавской бирже привлекает, выпуская свои акции, 100 млн евро за раз, при этом при прогнозе в 20% акции на старте растут на 22%. В цивилизованном мире данное явление называют эффектом мультипликации, который в свою очередь представляет собой синергию усилий бизнеса и государства: бизнес честно выполняет свои налоговые, инвестиционные и социальные обязательства, а государство обеспечивает качество предпринимательской среды и защиту титулов собственности. В результате тот бизнес, в который было вложено 10 млн, через несколько лет стоит сотни.
Как показывает феномен Newag, государство может напрямую влиять на капитализацию компаний, например, с помощью размещения государственных заказов среди национальных производителей: после заключения контракта с государственной транспортной компанией Newag успешно провел IPO, и сам факт контракта позволил привлечь миллионы частных инвестиций. Именно поэтому девиз Збигнева Якубаса: “Заработал, дай заработать другому”. У нашего же двуликого януса – чиновника-бизнесмена это звучало бы иначе: “Заработай, не дав заработать другому”. Эффекта мультипликации в Украине не вышло: ведь это означает, что олигархия добровольно откажется от лежащих перед ней денег. Для эффекта мультипликации нужна честная конкурентная среда и одинаковые правила игры, а значит, нельзя использовать механизмы лоббирования. Олигарху как бы предлагают: откажись сегодня от нечестного миллиарда, заработанного на лоббистских тарифах, и получи завтра пять миллиардов за счет роста рыночной капитализации компании. Но проблема заключается в том, что олигарх с отечественным психотипом всегда выберет миллиард сегодня, а не пять завтра, мечтая жить в Украине “кучмовской” сборки, когда капитализация росла, и при этом лоббизм работал на полную. Вот и сегодня, олигархам нужен подвижной состав для экспорта сырья, а не отечественные производители локомотивов. Именно поэтому у нас и нет своих Збигневов, которые вдыхают жизнь в предприятия-банкроты.
Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram
Ми у соцмережах