Купівельна спроможність населення та інвестиційна — бізнесу на мінімумі, курсу нічого не загрожує
(мовою оригіналу)
А теперь к любимом вопросе украинцев – о курсе доллара.
Начнем с того, что нынешняя модель реагирования НБУ на кризис носит ярко выраженный дефляционный характер.
Мы привыкли ассоциировать кризис с инфляцией, но так происходит далеко не всегда. Во времена Великой депрессии в США цены отнюдь не росли, а наоборот – снижались. Просто денег ни у кого не было, ни у бизнеса, ни у населения.
В 2014-2015 НБУ запустил инфляционно-девальвационный механизм антикризисных мер, сегодня он действует диаметрально противоположно. Но и тогда, и сейчас – эти действия идут вразрез с интересами широких слоев населения и МСБ.
Просто в 2014 нужно было поддержать некоторые олигархические ФПГ, а другие, наоборот, разорить, а сейчас – нужно обеспечить лояльный режим для вывода спекулятивного капитала по приемлемому курсу.
Если осенью НБУ сменит парадигму, это может разогнать инфляцию в 2021 до 10-15% для чего к концу 2020-го курс опустят на 20-30%. Поэтому, следим за “ручками”, точнее за персоналиями и помним, что “шарика” под “стаканчиками” нет…
Сейчас курсу практически ничего не угрожает: покупательная способность населения и инвестиционная бизнеса – на минимуме, что видно по темпам падения импорта. Энергоресурсы дешевые. Нерезиденты выходят с нашего рынка небольшими партиями, за четыре месяца их портфель ОВГЗ похудел на 1 млрд. дол. в эквиваленте и здесь нужно без иронии поблагодарить Смолия и Чурия, которые не запустили операции НБУ на вторичном рынке гособлигаций.
Лифт ликвидности для нерезидентов с использованием эмиссии не работает, но его могут запустить осенью уже другие руководители. (Видите, какой у меня странный пост: критикую уходящих, но и воздаю им по заслугам, не прогибаясь перед приходящими, поэтому не спрашивайте меня: “чего такой умный не идешь во власть”).
Теперь о покрытии дефицита бюджета, точнее сказать, дефицита единого счета казначейских операций в условиях карантина.
На данный момент набор факторов компенсации представляет собой своеобразный коктейль “здоровье”: тут и квазиэмиссия (перечисление прибыли НБУ в размере 50 млрд. грн.), и кредитные компенсаторы (транш МВФ на 2 млрд. дол.), и средства госкомпаний (Приват – 24 млрд. грн., Нафтогаз – 40 млрд. грн. и даже Укргидроэнерго – 1 млрд. грн.).
Суммарная оценка заместителей утраченных фискальных поступлений – до 150 млрд. грн., то есть почти двухмесячная доходная часть бюджета в условиях полного экономического блэкаута.
Осенью столь живительно комбинации почти наверняка не будет: средства госкомпаний закончатся, кредит МВФ под вопросом, прибыли НБУ уже нет (раньше ее растягивали траншами в течение всего года или выбрасывали в конце под бюджетный дембельский аккорд).
Останется лишь обычный печатный станок (не в этом ли кроется реальная причина ухода Смолия?).
Ну и напоследок, предлагаю свой универсальный метод “сырьевых ножниц” для прогнозирования курсового тренда, о котором неоднократно писал: сравнение стоимости железной руды и барреля нефти.
Если первый показать выше второго, то все гуд, если наоборот – следите за ценниками в обменках.
Сейчас руда котируется на уровне 100 дол./т., а баррель нефти – чуть выше 42 дол. Сырьевые ножницы работают в нашу пользу и с двукратным запасом. Так что пользуйтесь этим простым методом, он проверен уже несколькими кризисами…
А теперь о самом любимом вопросе украинцев – о курсе доллара. Начнем с того, что нынешняя модель реагирования НБУ на…
Опубліковано Алексеєм Кущем Вівторок, 7 липня 2020 р.
Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram
Ми у соцмережах