(мовою оригіналу)
Нацбанка как “вещь в себе” или зачем нам такой монетарный центр.
Сейчас делаю аналитику за последние 30 лет и обнаружил интересный факт.
Нам все время говорят о том, что НБУ не может выполнять двойной мандат, как ФРС в США: бороться с инфляцией и, одновременно, содействовать увеличению занятости.
Еще один тезис — учетная ставка НБУ формирует слабые стимулы для экономического роста и поэтому ее нужно “заточить” на стимулирование спекулятивных операций на рынке ОВГЗ.
Так вот, в истории Украины было два ярко выраженных периода, когда снижение учетной ставки совпадало с падением уровня безработицы.
Первый период: с 2000-го года по 2006-й, уровень учетной ставки Нацбанка снизился с 27% до 8,5%, а уровень безработицы по методологии МОТ — с 11% до 6,8%.
Второй период: с 2009-го по 2013-й, когда учетная ставка НБУ сократилась с 10% до 6,5%, а безработица, соответственно — с 8,8% до 7,2%.
С 2015-го года у нас заработал так называемый режим инфляционного таргетирования и указанная выше корреляция была полностью утрачена: учетка с 2015-го снизилась с максимальных за историю (с начала нулевых) 30% до минимальных за весь период работы НБУ 6%.
А безработица даже увеличилась до 10,9% в первом квартале этого года.
И дело даже не в пандемии — данный показатель в течение всего семилетнего периода находится в диапазоне 9-10%, хотя учетная ставка сократилась в пять раз!
Это лучший тезис касательно “эффективности” НБУ для страны и адекватности его монетарной политики для экономики.
Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram
Ми у соцмережах