(мовою ориіналу)
Отдыхая в Буковеле я, среди прочего, судил конкурс проектов “Инвестринг”, в котором я являюсь членом жюри. Это очень приятно — находиться на горнолыжном курорте и быть в жюри конкурса. Грантирую, что вам бы понравилось тоже. Это и есть жизнь, достойная человека. Особенно мне запомнилась одна участница, которая искала инвестора в свой проект. Запустила она проект за свои деньги, это хорошо. Но вот странность: когда я спросил у нее, сколько своих денег ушло у нее на проект, она сразу не ответила, а начала подсчитывать. Подсчеты были неточными и показали где-то в районе 900 тысяч — там 400, там 200, еще 200, там 50 и еще, 50, но это не точно. Знаете что это означает? Что до моего вопроса учет сумм не велся. Это могло бы показаться странным, если бы это явление не было массовым среди украинских бизнесменов. У нас страшно не любят считать деньги, даже если это свои собственные деньги. И ситуация, когда человек и вправду не в курсе, что у него творится с финансами, не такая и редкая. Более того, многие не могут переступить внутренний психологический барьер и подсчитать затраты — мешает какой-то странный внутренний блок. Или суеверный страх. Один коммерс объяснял мне это так: “Пока я не подсчитываю, дела вертятся. Как только я начну подсчитывать и вникать, боюсь, деньги уйдут. Отпугну удачу”. Да, в бизнесе по-украински много иррационального. Я бы сказал – он вообще замешан на иррациональных воззрениях и верованиях. Такой как бы вариант язычества.
Это все хорошо, но как быть с основой всего — финучетом? И я спросил у участницы: “Если вы не можете подсчитать свои затраченные деньги, как вы будете считать мои деньги, которые, получается, упадут вам с неба на голову и они-то точно, раз они чужие, не требуют никакого учета и контроля?” Вокруг этого вопроса раскрутилась немалая полемика. Когда я говорю о том, что начинать бизнес нужно на свои средства, я уверен, что люди думают так же как я — что слово “средства” означает “средства, которые контролируются, управляются, учитываются”. Но нет. Вот потому вечно все так сложно.
Все это в прямом эфире наблюдал Ivan Verkalets, кофаундер софтверной компании из Ивано-Франковска. После эфира он связался со мной и попросил встретиться. Когда вы находитесь в Буковеле, возможности для встреч у вас просто безграничные. Почему бы и не встретиться? Он приехал к нам с Гошей, забрал нас и мы поехали ужинать в отличный ресторан. Когда мы уезжали из ресторана, он не позволил мне не только расплатиться, но даже оставить чаевые. Потом он отвез нас в аэропорт, где мы сели в самолет и полетели домой — это был день нашего возвращения в Киев. В чем была для него важность встречи? Почему человек по такой погоде ездит по покрытым снегом горам вместо того, чтобы в тепле радоваться жизни? Его не интересовали деньги и мои инвестиции, денег, как выяснилось, у него достаточно своих — он управляет несколькими весьма разнообразными бизнесами, и дела у него идут хорошо, даже в таком непростом для ведения бизнеса месте, как Ивано-Франковск. Почему непростом? Потому что население города -200 000 человек. Даже в миллионном Днепре я столкнулся с тем, что все все обо всех знают. А в городе, где 200 тысяч, бизнесмен всегда как под увеличительным стеклом — любая ошибка может оказаться роковой, такие репутационные риски она тянет за собой в узком коммьюнити. Возможно, вы не сталкивались, но это довольно сильно напрягает — когда любой, кто вам встречается, в подробностях знает, как в ваших бизнесах идут дела.
Итак, он не нуждался ни в инвестициях, ни в партнерстве. Ему хотелось задать мне некоторые вопросы из практики бизнеса и управления и узнать мое мнение о происходящем в его бизнесах. “Только-то?” спросят многие. А вот да. Представьте себе. Бывает и так. Самое главное: большая часть нашей беседы касалась управления… университетом. Не удержусь: университет — это такой бизнес, в котором люди заинтересованы в том, чтобы другие люди становились умнее, профессиональнее и лучше. Для начала: мало есть настолько малосовместимых вещей, как университет и бизнес. Учредители частных украинских университетов не дадут мне соврать. Вот ломбард — это да. Наливайка — это да. Пункт приема чермета —- все еще да. Но университет? И мне всегда интересно общаться именно с такими бизнесменами. И что Иван обратился ко мне и колесил в метели по Карпатам, чтобы “просто пообщаться” — для меня важный и радостный момент. Больше из-за того, что можно поделиться наработанным опытом и помочь другому человеку. Общаясь, мы строим что-то невидимое глазу, но важное и влияющее на жизни других людей, пусть мы и не понимаем, как именно это работает. Нужно общаться, в этом решение и выход. Мне кажется, из нашей встречи я больше взял, чем отдал.
Ведь мир должен становиться лучше. Особенно, когда вы в Буковеле.
Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram
Ми у соцмережах