Соцмережі
14 Лютого 2020
707

Дмитро Томчук: Спа-туризм у “Голубій лагуні”

В Ісландії гроші роблять з нічого

(мовою оригіналу)

Самый яркий символ исландского бизнеса – это, конечно, “Голубая Лагуна”, позже я объясню, почему это я пишу название этого места в кавычках. Если коротко: миссия бизнеса в Исландии – делать деньги из ничего, потому что по меркам каких-нибудь стран, заполненных дарами природы, типа Италии, так тут и нет ничего: камни, северное сияние, подземный пар, куски льда, вулканический песок. Не разгонишься. Но они тут делают бизнес на том, что есть, и преуспевают, умудряясь продать даже гнилое акулье мясо.

“Голубая Лагуна” – это никакая не лагуна, дело в том что. Это – индустриальный объект. Еще точнее – это стоки с термальной электростанции. Вернее, были стоками до 1980-х. Дело было так: в 1970-х на полуострове Рейкъянес построили термальную электростанцию, которая при помощи подземных вод с температурой 200 градусов обеспечивала теплом и электричеством прилегающий регион. Отработанная вода просто сливалась на лавовое поле. Так из этих стоков образовалось искусственное озеро, температура воды в котором всегда равнялась 38 градусам. Вода имела молочно-голубоватый оттенок, и проходя через ТЭС, никак не загрязнялась. Со временем обратили внимание на минеральный состав воды и поняли: сие хорошо. Состав лечил псориаз и всякие кожные болезни, а на здоровых людей просто действовал умиротворяюще. И народ Исландии пожелал там купаться. А в Исландии (как и во многих странах) обстоит так: если народ пожелал, то вынь да положь. А не то…

Электростанции этот геморрой с водоемом не был нужен ни в каком виде, но: в Исландии не забалуешь. Коммьюнити желает купаться, и коммьюнити будет купаться. Гражданское общество. И ТЭС открыла маленькую купальню с парой переодевалок и душевых. Как они тогда думали – для всяких фриков, съехавших на теме нетрадиционной дерматологии. Но все пошло вообще не так: количество публики стало расти в прогрессии, и всего ничего прошло, как руководство станции узрело, что в любую погоду в любое время года вся поверхность водоема утыкана, и плотно, головами отдыхающих. И понеслась.

Бывшие стоки раскрутили не на шутку: всюду купальни, сауны, бани, СПА, рестораны, гостиницы, ретрит-центры, массажные и тренажерные залы, опять рестораны, естественные и искусственные водопады, бары, спортзалы, магазины лечебной косметики и всего на свете, и все оно, как и прилично в Исландии, дорогое как зараза. Выглядит все так, как будто раскручивать промышленный водоем однажды пригласили успешного консультанта по развитию курортов Мертвого моря. Очень по делу везде все, и не зевай: везде каждый шаг стоит денег.

Но здесь и вправду хорошо. Сижу вот в лечебной мутноватой воде, и жду северного сияния. Вокруг сумерки и дикое лавовое поле, людей что-то мало, вода горячая, к тому же за счет работы станции полностью обновляется каждые 48 часов. Надоест сидеть – пойду в ресторан. Надоест в ресторане – пойду в спа-центр. Надоест там – пойду в гостиницу с видом на лагуну во всю стену. Красота.

А пиарщики тем временем роют землю: Объект инфраструктуры давно в топ-25 чудес света по версии National Geographic и в топ-10 спа-курортов мира по версии Condé Nast Traveler. И, ясное дело, вы не приедете туда, чтобы расстаться с деньгами, сегодня на сегодня: бронировать нужно за несколько недель. Хотите – в цивильную часть лагуны, где публика приобщается к дзену в горячей воде, хотите – в лечебную, оккупированную дерматоклиниками и их пациентами. Это в публичной части. В промышленной части водичку знай себе закачивают производства лечебной косметики, выделяют из нее минералы и вещества, и выпускают продукцию, постоянно расширяя линейку до бесконечности.

Такие гуру бизнеса американцы на фоне исландцев – это просто детский садик. Потому что американец покупает грязное яблоко за 5 центов, моет его и продает за десять. У исландца нет даже яблока, какие в Исландии яблоки. Он просто берет ближайший кусок лавы и продает его туристу. И так – во всем. Очень впечатляющий пример. Да, и при этом всем они тут все просто двинутые на экологии, безотходных технологиях и минимизации влияния человека на среду.

Самый потрясающий бизнес-кейс из этой поездки. Вот как можно такими быть? Нет бы вырезать на металл эту ТЭС или продать сельскохозяйственные земли индусам, все свои 17,6% от территории страны. Так нет. Все по уму у них. Аж зло берет. Шучу, конечно.

Но осадочек остался. Зайду в Винбудин (единственный продавец алкоголя в стране) и поеду лучше северное сияние искать. Или еще посидеть в воде…

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

 

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram