Соцмережі
13 Грудня 2021
635

Дмитро Томчук: Про токсичність українського бізнесу

(мовою оригіналу)

Я был наивным студентом и большим идеалистом, когда, не зная броду, на последнем курсе сунулся в украинский бизнес. Мне везло, и люди мне попадались большей частью душевные, просто многие из них не были счастливыми. Но ни одного опасного для жизни подонка мне не попалось тогда. Как говорил один хороший человек из Днепропетровска — “Господь над нами руку держит”.

Странно, но самые мрачные люди стали появляться рядом со мной не в 90-х, не в 2000-х, а в овеянных революционной романтикой и военной лирикой 2010-х, если вы понимаете, о чем я. И хождение по лезвию состоялось не когда мне было 23, и не в возрасте Христа, а ближе с сорока годам. А тогда, в самом начале — что бы мы ни творили, сами не ведая, что это такое, все как-то проносило. Позже я заставил себя внимательно прочесть уголовный кодекс, уже не для зачета, как это было на юрфаке, а для себя, свежим взглядом. И задним числом испугался за многое, что у нас когда-то происходило, включая описанную в “Здесь Клюет” стрельбу по фонарям на проспекте из наградного ТТ.

Другой хороший человек со знанием дела сказал об этом так: “УК, братик, надо читать, когда ты не внутри клетки, а снаружи клетки. Умозрительно”. “Умозрительно” — это было его любимое слово, и его он всовывал повсюду, неважно, о чем шла речь. Я внял его совету. Он и правда много сделал для меня одной этой фразой. Так часто бывало в вывернутых девяностых: один человек одной фразой мог принести пользу на годы вперед, другие люди, несмотря на выпущенный полный магазин краденого ПМа, могли не нанести никакого вреда. Тогда все было странно.

Но я хочу рассказать вам о третьем авторитетном человеке. Однажды он долго рассказывал мне о том, как делаются дела в кучмовской Украине. Я наивно спросил у него: “И вы тоже так делали?” Он посмотрел на меня, как на дурачка, и сказал: “А ты хочешь в белых перчатках копаться в говне и не заляпаться? Здесь так не выйдет. Иди тогда в библиотекари”. У украинского бизнеса есть очень определенный фундамент. И от него никуда не деться, единственный способ не быть причастным к этому фундаменту — открыть бизнес в другой стране, при чем до этого не иметь ничего общего с бизнесом в Украине.

Именно этот фундамент, а также все, что происходило здесь на протяжении 30 лет независимости, а перед этим — 70 лет советской власти, привело к тому, что украинский бизнесмен токсичен, массово, да так, как не будет токсичен ни один иностранный бизнесмен. Этот факт регулярно ставит в тупик многих моих зарубежных знакомых, которые столкнулись с украинским бизнесменом. “Почему они такие?” — вопрошают они меня. Чтобы объяснить это, нужно начинать слишком издалека. Поэтому я не объясняю.

Летом мы сидели с моим знакомым в ресторане. Он рассказывал мне о своем новом партнере. Мой товарищ был впечатлен тем, как тот умеет подавать себя, какой он мастер самопрезентации, как ярко и убедительно рассказывает о том, почему он — лучший. Мой знакомый был очарован им. “Ну очень по-багатому валит пантами” — смеясь, характеризовал он. И был рад сотрудничеству. После этого он перешел ко второй части рассказа. “Вот слушай, что он рассказал мне про тех, с кем работал раньше”, — и он стал пересказывать, что его новый партнер рассказывал о бизнесменах, многих из которых я знал лично: это были потоки самой вонючей и самой чудовищной грязи. Тот —полный пидарас, этот — конченый урод, третий — говно как человек, десятый — просто мразь, двадцатый — лошок-потеряшка. Это все было мне знакомо до боли. И я уже знал, что и как будет дальше. Я прошел это миллион раз, и это оставило свои следы, и продолжалось, пока я не научился гнать таких людей из моей жизни и бизнеса.

“Скажи, — спросил я его, — А сказал он хоть про кого-нибудь хоть что-то хорошее?” Знакомый задумался и долго молчал. Потом с удивлением сказал: “Нет, прикинь. Вообще ни про кого”. И тогда я спросил у него на правах человека, схававшего это тему в свое время большой ложкой, на все деньги: “И ты думаешь, ты будешь исключением?”

Вопрос был не к месту и не ко времени. Его не стоило задавать. Он подпортил летний вечер, и вечер перестал быть томным. И все же я должен был его задать. Другое дело, что это ничего не дало и никому не помогло. Тогда было лето, сейчас — зима, и вот недавно он позвонил мне и сказал: “Прикинь, этот чувак бегает по Киеву и рассказывает моим партнерам и знакомым, какое я говно!” Я спросил у него: “А чего ты ждал? Ты разве не понял, что так будет, еще тогда?” Он ответил: “Он же у меня дома жил! С нами за одним столом жрал! С моими детьми играл! А теперь перед каждым, кто меня знает, льет на меня говно!”

Ну что тут скажешь? Фраза “Я тебе говорил” — хорошая, но ни о чем. Другие фразы, любые, тоже всегда будут ни о чем. Здесь есть только один выход — долго, годами, учиться определять токсичных, негативных и подавляющих людей, и видеть не то, что они демонстрируют вам, а то, что они есть на самом деле. Это всегда видно в лице и в глазах. И это не скрыть. Но чтобы научиться различать это, нужны годы и годы. А дальше совсем просто: вы берете ссаную тряпку и с ее помощью удаляете этого человека из своей жизни еще до того, как все началось.

Это сложно. Но выполнимо. Пусть вас это обнадежит. И еще, когда что-то кажется про человека — то это не кажется. Всегда стоит прислушаться к голосу подсознания. Подсознание не врет. А вот разум – часто, в стремлении нам угодить. Потому и хотели, как лучше, а выходит, как всегда. Но с этим можно справиться. Раз получилось у меня, получится и у вас.

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram