Соцмережі
23 Травня 2020
689

Дмитро Томчук: Особливості національного бізнесу

Відмінності ведення туристичного бізнесу в Україні та Італії під час карантину

(мовою оригіналу)

“Какие деньги? – поразился один хозяин коттеджа на Федотовой Косе, когда мой знакомый захотел вернуть предоплату за отдых на Азовском море, – Вы на какой планете живете? У нас – эпидемия! Карантин! Люди умирают! А вы про деньги! И не стыдно, приличный человек!” Знакомый, тем не менее, хотел деньги назад. “Как можно быть таким подонком! – возмущалась телефонная трубка, – Наши героические врачи жертвуют собой, чтобы спасать таких как вы, государство принимает меры, все сознательные украинцы помогают, чем могут, а вы требуете свои деньги назад!” Тогда знакомый спросил, как связана сдача коттеджа у моря и героическая борьба с эпидемией. “Да просто человеком надо быть! – вскричал хозяин коттеджа, – Украинцем! Патриотом! Понимать надо, как сейчас трудно стране!” На прямой вопрос, когда вернут деньги, хозяин ответил: “Никогда! Нет у меня этих денег и не будет! Я не богадельня возвращать деньги всем попало. Форс-мажор, ясно? Нет у меня денег, я еще аниматорам за прошлое лето должен!”

Теперь моя история. Май мы планировали, как всегда, провести на вилле на Лигурийском побережье в Италии. Как всегда, собирались заехать туда всей семьей, поэтому виллу арендовали большую, на тридцать дней, с окнами на море, в пешей доступности до всего на свете и т.д. Деньги, как вы сами понимаете, ушли на это немалые, хотя это и было раннее бронирование. Мы спокойно себе зимовали, зная, что впереди у нас – целый месяц теплого и ласкового итальянского мая. Но внезапно понеслось что-то невменяемое.

Сначала Китай прекратил выдачу виз, а потом и вовсе закрыл границы, и 19 человек включая меня не попали на наши китайские объекты и к нашим китайским партнерам и инвесторам. Потом остановили авиасообщение и объявили карантин. А потом началось светопреставление в Италии.

Итальянцы начали умирать массово, а те, кто не умирал, сходили с ума от паники, ужаса, репортажей и предчувствий. Глядя в новостях, что у них заваривается что-то очень зловещее, я махнул рукой и на виллу, и на сто процентов предоплаты: и ежу было понятно, что деньги пропали. Я даже не звонил им и не пытался что-то выяснить, я просто списал эти деньги, мне было достаточно того, что у нас не происходит то же самое, что у них. Зная итальянскую безалаберность и расхлябанность и так все было понятно. Оставалась еще надежда реструктуризировать заказ, перенести оплаченную аренду на другие даты, полгода или год вперед, но – кто этим будет заниматься, тем более, что я не был уверен, что люди, у которых мои деньги, вообще живы. Меня немного согревал сюрреализм ситуации: вот сижу я такой в мае на пне в Голосеевском лесу и восстанавливаю водный баланс, а в это самое время в Италии стоит огромный пустой особняк, в который в течение месяца не ступит нога человека и который все это время будет принадлежать мне, хотя я вообще в другой точке планеты. С этим можно было сделать только одно: принять и отпустить.

И вот однажды мне позвонили по скайпу. Звонок был из Италии. Звонили из агентства, которое сдало нам виллу. Агентство сказало, что они желали бы вернуть мне деньги за аренду виллы, что они глубоко сожалеют и извиняются и т. д. Это было не то что неожиданно, это было нетипично, и я даже растерялся, но реквизиты все же сбросить смог. Деньги они вернули. Это было время, когда уже было понятно, что туристический бизнес Италии упал на 80-90% а 40% компаний не откроются больше никогда. И что у тех, кто в самой лучшей ситуации, впереди несколько тяжелых лет. Но дело даже не в этом. Они позвонили мне в один из дней, когда от вируса умирали 1000 человек ежедневно, и СМИ бесконечно передавали картинки того, что морги и крематории не справляются с нагрузкой, показывали, как армия разворачивает полевые госпитали а по дорогам движутся колонны военных грузовиков, развозя трупы хоть куда-нибудь, где их можно захоронить. Именно в эти дни в Италии не хватало не только аппаратов ИВЛ, но и просто мест в больницах, и старики обзванивали друг друга, чтобы попрощаться: они уже знали, что их оставят умирать дома как “бесперспективных”. К этому нужно прибавить еще повсеместную панику, растерянность и дезориентированность; запреты и меры, принятые властями; пустые полки аптек и магазинов, которые советский человек видел только в перестройку, а итальянцы не видели вообще никогда, даже в военные годы; мошенников, которые под видом врачей обходили квартиры стариков и грабили их; оцепления из полиции и карабинеров.

Я не знаю, слышали ли вы когда-нибудь сирену итальянской скорой, это один из самых невыносимых и зловещих звуков, которые есть в природе, я не знаю, зачем итальянцы сделали его таким, но от него сносит голову даже в обстановке беззаботного отпуска, а уж в условиях всеобщей паники его одного, без всего перечисленного достаточно, чтобы сойти с ума. Мы не можем представить себе даже сотой части ада, который прошла Италия, при том, что украинские понятия о благополучии составляют одну сотую от итальянских, ведь здесь люди живут без потрясений и катастроф с момента окончания войны. Даже у нас я знаю людей, на которых всего лишь украинский карантин отразился очень нехорошо. А мы, по сути, ни с чем таким не столкнулись.

Теперь вопрос: лично вы, находясь в такой атмосфере несколько недель, в массовой истерии, подогреваемой СМИ, и в ужасах, порожденных вашим мозгом – вы бы стали возвращать деньги, которые можно не возвращать? Ведь неизвестно, что будет дальше. А вдруг на эти деньги вам придется спасаться от смерти? А вдруг придется жить на них год? Что бы сделали вы? Вернули бы? Да неужели? Если вернули бы, то это более всего смахивает на эпизод из пьесы Островского: “Ты, девица, либо верою крепка, либо умом слаба”.

А они вернули.

Еще раз доказав, что репутация стоит намного больше, чем деньги. Даже когда все совсем плохо. Нет, вы не подумайте: это – хороший пример и для многих итальянцев, дело тут не в национальности. Но и в Украине многим было бы полезно прочитать пор этот случай и прикинуть: смогли бы так?

А что потеряли вы из-за карантина? И как вам это объяснили? И что вы намерены с этим делать?

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

 

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram