Соцмережі
28 Вересня 2020
817

Дмитро Томчук: Кремнієва долина можлива лише в Каліфорнії

Потрібно переміщуватися туди, де є ресурс потрібного вам масштабу

(мовою оригіналу)

После репортажа в эфире 1+1 о моей поездке в Бердичев, а потом и опубликованного мною рассказа о впечатлениях, некоторые в Бердичеве на меня обиделись. Одни подумали, что я сравнил весь Бердичев с лужей, вторые – что лужу с Бердичевым, третьих оскорбило то, что я не остался и уехал искать лучшей жизни, четвертых – то, что они не уехали и лучшей жизни так и не нашли.

Поэтому я хочу объясниться и оправдаться, хотя за семь лет возни в этой фб-песочнице, где я проповедовал о финансах птицам, котам, пришедшим в песочницу по делам, и, изредка, заглянувшим на шум людям, я понял: объясняться ни к чему, это не работает, потому что часть людей все равно вместо написанного мной будет прочитывать что-то свое. Но все же.

Бердичев я лужей не считаю. Люди пишут мне с обидой: “Бердичев – это не лужа. Здесь есть много хорошего”. И я полностью согласен с этим. Я не делаю глубинных метафор. Я всего лишь описал огромную лужу у своего дома. Она была там, когда я был ребенком, она есть там и сегодня, хотя дома давно нет. Но это не значит, что в эту лужу вместился весь Бердичев. Для многих станет открытием, что огромные лужи длиной в жизнь можно найти и в Днепре, и в Киеве. Точно так же, как какие-нибудь полуразрушенные постройки, возле которых кто-то чем-то торговал в девяностых, это об автовокзале, где я торговал газетами. Я писал не об этом. А вот о чем:

Если вы чувствуете, что не можете жить где-то, если вас выворачивает от всего наизнанку ежедневно, если вы слишком хороши для места, где родились, и точно знаете, что рождены для других мест, где больше возможностей и где вы будете жить и радоваться жизни вместо обреченного переползания из дня в день – это означает только одно: нужно брать и ехать. Вы не будете неправы, уехав. А вот оставшись, вы будете крупно неправы. Перед кем? Перед родителями? Бабушками-дедушками, честными ветеранами труда местных предприятий? Может, перед соседями по бараку? Одноклассниками? Учителями? Или просто перед горожанами, всеми сразу? Нет. Вы будете неправы перед собой. Перед своей жизнью, которая могла бы состояться, но могла и не состояться – это никогда не вопрос. Для всех остальных вы явно не роль первого плана. А вот для себя – да.

Мои родители, до моего рождения, переехали в Бердичев из глухого, забитого, дальнего села. Они могли этого не делать, и всю жизнь проработать там в колхозе. Тем более, Советская власть создала к тому времени идеальные условия: колхозникам даже выдали паспорта, и даже платили зарплату деньгами, а не трудоднями. Что еще? Чего рыло-то воротить? Работай! Живи! В смысле – приползай с работы, ешь картошку и спи на панцерной сетке до самого будильника! Но они уехали в поисках лучшей жизни. Просто доехали только до Бердичева, и это по сравнению с селом была мировая столица. И они остались там – им, видимо, этого уровня хватило. А мне не хватило. Хотя – родись я в селе, может был бы сейчас конюхом. Сильнопьющим разведенным алиметщиком. Но я вырос в Бердичеве и уехал в Днепр, и история родителей повторилась: когда я приехал туда, он казался мне мировой столицей, как родителям Бердичев. Хотя он таковым не был, и понадобилось 20 лет, чтобы исчерпать его возможности. Когда они исчерпались, я переехал в Киев. И скажу больше: Киев – не предел.

Давайте я добью танцем всех недовольных тем, как я живу: Я смотрю в сторону Калифорнии. Той самой Кремниевой долины, про которые так любят подрассказать, что она изжила себя. Почему так? Потому что это единственное место, где произрастают единороги. То есть компании со стоимостью более миллиарда долларов. А меня, как инвестора, интересуют именно они. Мне хотелось бы связать жизнь с местом, где они появляются. Ого, как нескромно! Да, в Бердичеве мои планы о Днепре, двухкомнатной квартире в девятиэтажке и машине ВАЗ были ровно настолько же нескромными. Тем не менее.

Да, Кремниевая долина – единственное место на Земле, где единороги возможны массово. Возможно еще в Китае, но в Китае предостаточно и своих инвесторов. Я вижу, что завет Великого Кормчего об “опираться на собственные силы” делает бесперспективным сотрудничество иностранцев с Китаем. У них все свое, и стоит этому поучиться. В Европе дела обстоят хуже – с инвестициями в стартапы там не сильно получается. Не срастается как-то, как ни пыжься. Страны Залива – у них все еще много денег, но понимание, что айти равно миллиарды, и наоборот, только приходит к ним. Израиль – много разработчиков, много инвесторов, но – не настолько много, чтобы вау. В конце концов, Израиль – это всегда Израиль. Есть свои приколы. Главный – в том, что он с его 7 миллионами населения слишком мал, чтобы выращивать юникорнов. Израиль хорош для компактных идей и затей. Украина? Украина непригодна для инвестирования в проекты. Инвесторы и фонды, начинавшие со мной 7 лет назад поняли это. Все. Без исключений. Лажа оказалась в соотношении: на 100 проектов, ищущих финансирование только один чего-то стоит. И это не значит, что он железно принесет деньги. После всей возни с ним он возможно принесет деньги. А возможно – и нет. Зато все фаундеры проектов, которых я видел, поголовно мнят себя уникальными гениями. Поголовно. Даже если изобрели программу, которая умеет складывать, вычитать, делить и умножать числа до 10 знаков, или программу, позволяющую переписываться короткими сообщениями между компьютерами. Поверите ли вы, что ко мне приходил разработчик с идеей создать молодежную субкультуру, которая будет юзать Пентиумы с трубочными мониторами и под виндовс-95? Свою миссию он видел в создании материальной базы и саппорта под эту культуру. Знаете, сколько он искал под проект? Присядьте. Два миллиона долларов для начала. Чтобы начать размещать заказы на железо.

Поэтому я присматриваюсь к Долине и знакомлюсь с людьми, которые с ней работают. Да, проекты, попавшие в Angel List, накачиваются деньгами до отказа. Вопрос только в том, как проекту попасть туда. В Украине я все время слышал пренебрежительное: а, не можем найти инвестиции потому что у инвесторов нет денег. Деньги есть, ведь странно идти на этот рынок без денег, точно так же, как странно идти продавать картошку, не имея картошки. Деньги есть, а вот нормальных проектов – нет. Вот, кстати, сообщение из сегодняшней почты: это фаундер Юра Чемпион интересуется у меня инвестициями: “Здравствуйте Дмитрий! Скажите, Вас интересуют Стартапы умещающиеся в Смартфон, легко тиражируемые в любой стране мира, с неограниченным потенциалом роста?”

Вот почему я интересуюсь Долиной. Потому что все время надо перемещаться туда, где есть ресурсы, позволяющие вести деятельность нужного вам масштаба. Если сегодня весь Бердичев принесет мне все деньги, которые есть в городе, этого не хватит на текущие расходы даже по одному не самому сложному проекту в моем инвеспортфеле. Если говорить о фонде в целом, речь идет о сотнях миллионов долларов на сегодня. Если бы я решил организовать аналог Кремниевой долины в Бердичеве и ввалил бы туда миллиарды долларов, он не стал бы Кремниевой долиной так же, как ею не стало Сколково. Не потому что там нет ресурсов для этого. А потому что там нет контекста, бекграунда и экосистемы под это все. И никогда не будет. Более того – даже Киев никогда не станет Сан-Хосе, штат Калифорния. По той же причине. Потому что Киев – это не Сан-Хосе.

Маленькая кофейня в Киеве за месяц заработает больше, чем большая кофейня в Бердичеве за год – потому что потому. Резюмирую: хотите большего или просто того, что типа причитается вам по праву рождения – перемещайтесь туда, где это реально получить. Это только в восточной пословице гора идет к Магомету. В реальной жизни географические объекты не ходят к человеку, равно как и деньги, успех и достаток. В реальной жизни как раз человек должен поднять свою драгоценную задницу и пойти к этим вещам пешком.

Но даже это все не означает того, что Бердичев плохой город, или там плохие люди, или там плохо жить. Это означает только то, что если кому-то нужно больше, чем Бердичев ему может дать, то единственный вариант – уехать оттуда.

И ничего личного про лужу. Дело здесь вообще не в луже.

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

 

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram