(мовою оригіналу)
Продолжу рассказ о моем опыте сотрудничества с Китаем, раз уж это сотрудничество и вообще китайский вектор ни с того ни с сего оказались в повестке дня украинского правительства. Начну с причины, по которой Украина никогда не станет Китаем, ровно настолько, насколько бабушка никогда не станет дедушкой. Китай, столкнувшись с демографическими последствиями запрета на второго ребенка в семье, резко не только разрешил второго и третьего, но и дает семьям деньги на совсем недавно запрещенных детей. Казалось бы – ну полтора ж миллиарда населения, зачем им это? Но вопрос у китайской власти таков: а сколько из этих полутора миллиардов трудоспособных? А сколько будет трудоспособных через 10 лет? а сколько будет не пригодных к работе? А вдруг миллиард нетрудоспособных? сможет ли полмиллиарда трудоспособных прокормить миллиард нетрудоспособных? А если не сможет — что будет? А если сможет, то точно ли страна к 2030 выполнит задание партии и правительства — стать первой экономикой мира?
Углубляться в рефлексию можно до бесконечности. Поэтому вернусь к исходному: в Китае очень много людей. И поэтому он Китай, и поэтому он идет к мировому господству. Я увидел это изнутри. Это выглядит так: перегруженные школы. Вы думаете, это у вашего ребенка слишком много детей в классе? Нет. В Китае в классах по 60 детей. Но есть еще секретный ингредиент, который отличает их школьников от наших школьников. Нет, этот ингредиент — не любовь. Это — конкуренция и мотивация. Китайскому ребенку не надо рассказывать, почему нужно учиться. Потому что это вопрос тупо выживания. Если не выучишься – затопчут сотни и сотни конкурентов. Все в Китае прекрасно знают, хотя делают вид, что не знают, байки о так называемых неучтенных китайцах — детях, которые рождаются при больших предприятиях и хозяйствах, нигде не регистрируются, не имеют документов, растут там же, вырастают, идут на черную работу, там же умирают и там же их хоронят — без учета и документации. И поэтому никаких нотаций родителей китайские дети не требуют. По сравнению с Китаем над украинскими детьми вообще не капает, и всю жизнь можно торчать в смартфоне и валять дурака.
Чтобы добиться хоть чего-то и пробиться хоть куда-то китайский ребенок загружен и занят школьной и внешкольной программой с такой интенсивностью, от которой сдох бы любой украинский офисный трудоголик. Дети варятся в той же безостановочной круглосуточной китайской кухне, что и взрослые, и я вообще не уверен, есть ли у китайцев навык отличать ребенка от взрослого. Самый сильный шок от Китая — это когда мы вышли с переговоров в два часа ночи, на один час, чтобы зайти обратно на переговоры. Мы просто вышли на улицу. Что мы там увидели, в два часа ночи? Родителей со школьниками, которые возвращались домой. Не припомню сейчас, когда еще я настолько глубоко утрачивал чувство реальности от увиденного.
Наверное тогда у меня мелькнуло первое предчувствие, что с Китаем у нас гладко и сказочно, на изи и на расслабоне не выйдет. Да, предчувствие не обмануло.
Представьте: ночью вы заходите на ближайшую точку, де можно поесть (не нужно думать, что китайские высокие начальники и большие бизнесмены с инвесторами кружили нас по банкетам ежедневно, была еще и рутинная работа до остановки пульса, когда великие китайские товарищи от нас разъезжались). И вот мы заходим в закусочную, которые для простоты называли чифаньками, а там — родители кормят детей, возвращаясь домой. Смотреть на это невозможно. Я сразу вспомнил моего Гошу и мне стало его до слез жалко. Я подумал тогда, что я слишком нагружаю его и вообще слишком строг с ним. Хотя объективно это не так.
А причина этого всего угара и китайской горячки вот в чем. Продвинутый футуристический Китай 22-го века, запускающий на Марс обитаемые базы, существует только в крупнейших городах. На остальной части страны — примерно середина 20-го века, во многих местах — вообще 1800-е годы. Да, есть несколько десятков городов, где небоскребы, звездолеты, стекло и бетон, и смартсити на блокчейне и высочайший уровень жизни. Такие из тех городов, что я видел — Пекин, Шанхай, Шеньчжень. Но попав в провинцию Шаньдунь я увидел вокруг себя конкретно борьбу за выживание, по Дарвину. И вот открытие: больше 60% китайцев живут бедно. То есть, в соответствии с китайскими масштабами — очень бедно. По сравнению с тем, как живут в провинции, наша древняя одинокая бабка с 2 тыс. пенсии в вымирающем селе живет как легенда бизнеса и успешный миллиардер. Там не живут даже так.
И это одна из причин того, что вообще в любой момент, с одними лишь палками в руках они готовы вплавь пересечь Амур и захватить голыми руками российское Приамурье, Дальний Восток и Сибирь. Просто, чтобы получить надежду когда-нибудь жить лучше. И эта борьба за выживание, в не-переносном смысле — это для них одновременно и хорошо, и плохо. Именно это заставляет их лезть по головам вверх, а тех, кто вылез — заставляет двигаться вперед самим и двигать все вокруг, развивая экономику и технологии. Один успешный китаец стоит на слоях из тысяч китайцев, которые никогда не были вообще никем и ничем, и звать их никто.
Еще 20 лет назад хорошим подарком в деревне для главы семейства на день рождения было куриное яйцо. Это рассказывали мне мои старшие ответственные товарищи из президиума принимающей стороны. Это не я придумал, а пересказываю рассказ высокопоставленного китайца. 20 лет назад, заметьте, это 2000-й год. Вы помните себя в 2000-м? Еще тогда китайцы питались вообще всем, что попадалось. Это нас кормили самыми изысканными деликатесами, и на вертящихся столах сменялось за ночь несколько десятков блюд. А что в это время ели в какой-нибудь глухой провинции, мы даже не можем догадываться, потому что в нашем мозгу даже нет таких соответствий.
Поэтому, когда я слушаю эротические фантазии украинских чиновников о том, как Бог дасть нашому теляті вовка з’їсти и как лихо прямо к октябрю мы повсеместно внедрим опыт китайского успеха управления страной, я могу произнести только наше бердичевское: “Ой, та я вас прошу!” Чтобы перенять успехи Компартии Китая в управлении народом Китая, Украине всегда будет не хватать самой малости: компартии Китая и народа Китая. А так да – опыт успешно внедрится хоть сейчас. Раз плюнуть. Херак, херак — и перемога!
Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram
Ми у соцмережах