(мовою оригіналу)
Друзья, я хотел бы развить тему, которую начал (опят получилось много):
В мире уже 77 лет не было длительных полномасштабных действий. Есть гипотеза, что для того, чтобы выиграть такой конфликт надо обратить внимание на следующие условия:
Необходимые условия:
– мотивированная и организованная армия
– поддержка населения
– поддержка союзников
Достаточные условия:
– технологическое оснащение армии
– экономическое преимущество
– преимущество в информационных коммуникациях
Сейчас у нас есть все необходимые условия и одно из достаточных условий: нам поставляется вооружение, которое позволяет нам успешно вести боевые действия против противника, который имеет численное преимущество и готовился к войне последние 10 лет (что бы там не говорили про их проебы в планировании, стратегии, тыловом обеспечении и тактике).
У нас есть одно слабое место, где нам надо воевать и эта война еще не началась даже. Это экономическая война. Она тоже состоит из двух частей — внешний фронт и внутренний фронт.
На внешнем фронте у нас есть все хорошо. Мордор полностью проигрывает свой фронт для этого есть четыре причины:
1. Активное введение санкций. Что бы мы не говорили про наших партнеров, они делают хоть и медленно, но системно, это дает сильный результат и более того уже сформировало санкционные ожидания — никто из мордорских компаний не может быть уверен, что не попадет под санкции уже в ближайшем будущем, а главное, что это понимают их контрагенты, как внутри страны, так и в мире, даже в дружественных мордору странах.
2. Чудовищная зависимость мордора от глобальных рынков. Как в экспорте, так и в импорте. Сейчас ни одна страна не может похвастаться высоким уровнем экономической безопасности в условиях глобализации, но мордор, фактически является экономической колонией и сырьевым придатком.
Хотел сказать Запада, но хер там. В со стороны Китая происходит то же самое. Странная история — экономическая колония под несколькими метрополиями. Эти метрополии зависят друг от друга, хоть и конкурируют, такая ситуация делает возможность глобального обхода санкций практически невероятными (понятно, что всегда будут находить лазейки, но даже савецкий саюз обходил КОКОМ и другие системы ограничения импорта, это будет всегда, но не будет решающим).
3. Неожиданная для мордора активность в области ухода глобальных компаний. Недоумки из экономического блока мордора считали, что компания не могут уходить с такого огромного рынка. Но санкции, которые будут снижать спрос и военные преступления, которые совершают гандоны сыграли свою роль. Неожиданно включились актвисты, которые начали ломать компании, которые оказались очень чувствительными к публичной атаке в прессе и соцсетях, а если это не помогло, то к бойкоту и падению выручки на основных рынках. Очень сильно помогло правительство США и Британии, немного помогли страны ЕС, но они, фактически слили. Хорошо, что рынко больших денег высказался — это очень хорошо помогло. Ну и наши активисты тоже помогли, мы ебем их очень большо и ваш покорный слуга демонстрирует только маленкую толику того, что происходит под столом.
4. Все вышеуказанные факторы сделали русских, русские деньги, русские компании не просто токсичными, а токсичными беспрецендентно. Понемногу становятся токсичными компании, которые не ушли с рынка. Это началось с хейтинга со стороны общества, но сейчас они испытывают некоторое давление со стороны банков, логистов, подрядчиков. Рано или поздно — рынок Мордора будет ближе к состоянию Северной Кореи.
Это хорошо.
Плохо то, что мордор имеет чудовищный запас прочности, как в деньгах, так и в способности холопов терпеть. Есть гипотеза, что жрать лебеду и молчать — ожидаемый сценарий для мордора.
В этой ситуации вопрос стоит, что нам надо не только завалить Мордор на экономическом фронте, но и выстоять самим. Вопрос экономической безопасности ставит нашу страну на грань выживания. Суверенитет без экономического суверенитета не работает, как мы видим на мордоре. Вот тут у нас есть проблемы/вызовы, о которых никто не говорит.
Какие это проблемы:
1. Я не верю в цифры в остановке 30%. Может количественно так, но промышленный восток нашей страны фактически разрушен. Там львиная доля нашего экономического потенциала. Даже забудем про то, что это оказало влияние на макроэкономические показатели, но огромному количеству людей не выплачивается зарплата — это удар по спросу. Удар очень большой. У людей есть накопления, но когда они закончатся, кроме обнищания мы столкнемся с падением спроса, и это запустит очень болезненную спираль.
2. Хорошо, что запустили транспорт, логистику и дистрибьюцию. Без этого экономика была бы совсем мертвой, но все равно проблемы в этой области еще будут сказываться долго.
3. Два фактора вымывания денег из страны: первый это беженцы. Чтобы прожить в Европе люди тратят деньги. Они их тратят там, вымывая деньги из украинской экономики — это пиздец, как больно. Это давит на курс. Мы получаем помощь, от союзников, в том числе экономическую. Нашим людям там помогают, организационно и финансово, но все равно масштаб проблемы большой. Я даже не представляю, как НБУ это гасит.
4. Второй фактор, который вымывает деньги — это волонтеры. Это необходимо, но сбор денег внутри с последующей закупкой чего-либо за рубежом вымывает чудовищные суммы. Если у вас есть возможность собирать деньги за пределами страны — это то на чем надо фокусироваться. Это важно и очень важно.
Кроме этого есть еще несколько факторов, которые влияют, но не сильно.
Я уже писал, что есть две вещи, которые можно и нужно сделать. Это то, что может сделать каждый из нас.
1. Тратьте деньги. С умом, но тратьте. Сохранить сбережения в условиях войны очень сложно, но сохранить и умножить сбережения и капитал в работающей экономике даже в условиях войны проще. Тратьте деньги, но разумно!
2. У нас есть возможность перейти от постсоциалистического экономического уклада к одной из лучших моделей капитализма. Запуская экономику нам надо попробовать отстроить модель в которой существенное влияние имеет малый бизнес, семейное и малое предпринимательство. Мы должны начать тратить деньги и тратить их не на большие корпорации а на малый бизнес: кафешки, ресторанчики, несетевые магазины, крафтовые производители, фермерские хозяйства. Везде, где мы можем заменить импорт локальным продуктом, мы должны это делать. Даже если вы заходите в большой сетевой супермаркет, там есть из чего выбрать, тем более логистика, не связанная с импортом немного проще. И локальные товары есть. Я, как человек, до войны потреблявший 80% импортных продуктов питания — сократил это до 30%. Это надо делать, только так мы восстановим экономику быстрее.
3. Нам надо учится работать с входящими потоками денег. Сейчас нам готовы донатить, чуть позже инвестировать. Экономике будет значительно проще, если будет постоянный поток денег из вне. Как минимум, чтобы не было исходящего потока. Учитесь работать с внешними донорами, пусть наши предприниматели тратят деньги внутри (если броники, то не завозить, а шить здесь!), а закупки бронежилетов, касок, машин, дронов, лекарств и всего что нам помогает победить и выжить пусть закупают внешние доноры. Они понимают, что мы воюем за них. Нашими руками, городами и жизнями уничтожается одна из сильнейших глобальных угроз цивилизации. Они готовы помогать, надо научится принимать, направлять и использовать эту помощь.
Я буду рад, если вы кроме меня будете читать светочей экономической мысли, наработки в которой я потерял за 17 лет в венчурной индустрии.
Список может быть большим, но я могу рекомендовать читать внимательно Kukhar Mykhailo Валерій Пекар Andrii Dligach Sergey Kovalenko и любых других, которых вы уважаете и принимаете. Это очень важно!
Победим!
Ваш ДД
Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram
Ми у соцмережах