(мовою оригіналу)
НБУ увеличил учетную ставку до 8%. Поднимаю свои старые статьи….
Чем мне “нравится” ситуация” в Украине.
Смысловой “стабильностью”, точнее полным застоем в контексте новых прорывных идей.
Ты точно знаешь, что люди, которых допускают к власти ничего не смогут сделать.
Ты точно знаешь, что они не могут ничего предложить.
Ты точно знаешь, что они не могут генерировать новые идеи и будут лишь эпигонствовать и копировать чужие.
При чем, неумело.
В этом году, НБУ в очередной раз провалит свой ценовой таргет по контролю инфляции.
И я тут же вспомнил свою статью, написанную в марте 2018-го года:
“От доллара по 8 мы перешли на инфляцию по 8. И то, и другое – бред”.
Прошло три года, но ничего не изменилось.
Цитата из той статьи:
“Инфляционное таргетирование — это достаточно эффективный инструмент для развитых стран, которые решили базовые задачи своего экономического развития, и единственное, что им теперь нужно, — это умеренная ценовая динамика и макроэкономическая стабильность.
Проблема в том, что Украине как раз нужно несколько иное, а именно — динамичное развитие.
С темпами роста в 2-3% мы обречены на поступательное вымывание внутреннего потенциала и полную аннигиляцию промышленного ядра экономики, ведь с такими темпами Украина не сможет обеспечить ни конкурентные условия для развития трудовых ресурсов, ни качественную среду для формирования человеческого капитала, ни обновление системной инфраструктуры.
Да, над НБУ довлеет комплекс нескольких жестких провалов политики фиксированного курса национальной валюты, но это не значит, что один непродуктивный инструмент монетарного регулирования нужно менять на другой, контрпродуктивный.
Кроме того, центральные банки стран с переходной экономикой остро нуждаются в восстановлении доверия к ним со стороны общества и бизнеса.
А как это доверие упрочить, если прогнозы того же НБУ сбываются с точностью до наоборот?
Такие экономики, как украинская, чрезмерно зависят от конъюнктуры внешних товарных рынков, преимущественно сырьевых, цен на энергоресурсы и шоков предложения.
В этих условиях таргетировать инфляцию — все равно, что бороться с ветряными мельницами: любое изменение цен на внешних рынках, рост цен на топливо или шок предложения, сметет эту систему, как домик нерадивого поросенка.
Именно поэтому Украине необходимо перейти к таргетированию номинального внутреннего валового продукта и установить цель по выходу на докризисный уровень ВВП.
Именно этой задаче и должны служить инструменты монетарной политики НБУ.
Многие годы не утихают споры, какой уровень инфляции полезен для эффективного развития нашей экономики: 0%, до 10%, 10-15%?
Но экономика сама должна ответить на этот вопрос.
И таргетирование номинального ВВП будет этому содействовать.
То есть, задача центрального банка заключается в том, чтобы с помощью монетарных инструментов содействовать экономическому росту и выходу экономики на докризисный уровень, а уже сама экономика и решит, какой оптимальный уровень потребительской инфляции ей для этого нужен.
Любые попытки переложить решение данной задачи в чиновничьи кабинеты неминуемо приведет либо к замедлению экономического роста, либо к очередному провалу по целям инфляционного планирования.
В Украине — и к тому, и к другому.
Механизм таргетирования номинального ВВП позволит дать ответ на шоки предложения и изменение конъюнктуры внешних сырьевых рынков, ведь данная модель позволяет перераспределять кризисную нагрузку и на цены, и на выпуск товаров (экономический рост), то есть снижать уровень кризисного давления за счет его перераспределения на различные амортизаторы.
В случае с инфляционным таргетированием весь удар кризиса приходится именно на динамику экономического роста, который становится заложником ценовой жесткой политики.
Большинство развитых стран решили проблемы устойчивого роста еще 30 лет назад, для нас же динамичный экономический рост – это первостепенная задача и самое главное — выполнимая в случае задействования всего монетарного потенциала, которым обладает Нацбанк.
Перефразируя Черчилля, если центральный банк при выборе между экономическим ростом и низкой инфляцией выбирает вторую, то он получит и высокие цены, и низкий рост ВВП”.
Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram
Ми у соцмережах