Соцмережі
9 Червня 2021
714

Дмитро Томчук: Як монетизувати своє хобі

(мовою оригіналу)

Мы едем с Сашей в машине. И начинаем обсуждать посты в фейсбуке. У кого какие, и нужно для этого вдохновение или нет. Так разговор плавно переходит к моему посту на завтра, потому что я так и не решил, о чем лучше написать: о песчаном карьере, разочарованных бизнесменах или личном бюджете. Я спрашиваю: “О чем было бы интересно прочесть тебе?” Саша отвечает: “О том, как превратить увлечение в деньги”.

Да, это хороший вопрос. Здесь она попала в точку. Масса людей так и сделала — извернулась в жизни так, что их хобби стали приносить деньги, и они смогли на эти деньги жить. Хороший пример — Джон Леннон, который не хотел работать, и родственники говорили ему: “Гитарой денег на жизнь ты никогда не заработаешь”. А он взял и заработал. Другой вопрос, смог ли он их сохранить. А вот плохой пример, как заработать на увлечении — Курт Кобейн, который не хотел работать, попробовав себя в роли уборщика, доставщика и инструктора. Он хотел сидеть на диване и бренчать на гитаре. Это удалось ему на ура, придуманные на диване песни принесли миллионы долларов, но не принесли лично Кобейну ничего, кроме вреда, потому я и говорю, что это плохой пример. Курт Кобейн — плохой пример вообще во всем. Если бы не NIRVANA, счастливо случившаяся с ним, он был бы обычным лузером, торчком и асоциальным типком. А так — хобби почти дало возможность жить. Но нет, не дало. Зато утешает, что хотя бы более вменяемым музыкантам группы заработанные деньги хоть на что-то сгодились. Они монетизировали свое увлечение.

Но как монетизировать свое увлечение детям? Можно попытаться! Например, если ребенок обучается актерскому мастерству, он может придумать на каникулах кучу занятий, за которые ему вполне могут заплатить: поехать в летний лагерь и вести там театральный кружок для более младших детей, организовать собственный театр миниатюр на лето и кочевать с ним по туристическим местам, или поучаствовать на правах будущей звезды в массовке какого-нибудь сериала типа “Друзей” — почему бы и нет?

А если ребенок хорошо рисует? Конечно, рисовать! Можно рисовать в туристических местах портреты отдыхающих, даже если получится не особенно похоже, всегда можно выдать за концепцию, можно рисовать и сразу же на месте продавать пейзажи и натюрморты, или податься в разрисовыватели шелковых платков, можно пойти работать к людям, делающим рисунки на стенах — это становится все более популярным у заказчика. Если ничего из этого не получится, всегда можно начать учить рисованию кого-то, кто вообще не умеет этого, но мнит себя творцом.

Ну а если ребенок играет в майнкрафт? Не знаю, играют ли в майкрафт на деньги, но всегда можно стать крутым блогером и снимать видосы про то, как ты играешь и обзоры про то, что там нового выпустили для майнкрафта, попутно освещая, какие такие поп-пос материалы и сувенирку снова выпустили под этой мощной франшизой. Про киберспортсменов я не говорю, потому что не знаю ничего про киберспорт, но, кажется, там тоже водятся деньги.

Заработать можно вообще на любом увлечении, возможно, даже на коллекционировании советских почтовых марок, хотя, кажется, с точки зрения прибыли нет темы более мертвой. Это как анекдот про собеседование — “Какие ваши главные достижения? — Я собрал три полные коллекции фигурок из киндер-сюрпризов!” — и на этом можно зарабатывать, если экспертно растирать о фигурках и завершать каждое видео словами “Подписывайтесь на мой канал и узнавайте еще больше о фигурках из киндер-сюрпризов!”

А эти дети, поднимающие безумные деньги на своей любви к игрушкам? Райян с канала Ryan ToysReview поднял за год 11 миллионов долларов, просто распаковывая игрушки и играя ими перед камерой. а Family Fun Pack — это просто пятеро детей, которые даже ничего не распаковывают, а просто снимают, как они живут, и этим нехитрым способом они поднимают $18 млн в год. И таких детей сотни, они просто делают то, что любят и зарабатывают на этом деньги, даже в Украине существует топ-10 детей-блогеров, и доход у них начинается от $1 тыс в мес, и до бесконечности. И значит, за пределами топ-10 их еще несколько десятков.

Но дети детьми, тут все ясно. Поговорим о взрослых. Вообще считается, что лучше всего заниматься тем бизнесом, который превратился в бизнес из увлечения. То есть оптимально для учредителя — это хобби, которое стало приносить деньги. Так работают сотни бизнесов, и это наиболее гармонично. Тошнить от бизнеса начинает не так быстро, как это случается с людьми, для которых их бизнес никогда не был хобби, а всегда был, к примеру, проклятой каторгой. Нет, это не только у наемных сотрудников такое отношение к работе. Есть масса учредителей, чувствующих себя так же. Как раз сегодня утром я встречался с бизнесменом, который ненавидит свой бизнес, заниматься которым его поставил папа-бизнесмен, а после папиной скоропостижной смерти в сауне бизнесом пришлось заниматься, чтобы оставаться на плаву. Он с таким омерзением едет каждый день в офис, что утром похмелье стало обязательной частью работы, такой же, как нажраться до синих соплей вечером. И бизнес он скоро потеряет. Не может не потерять. Но дело в главном: он не хотел быть бизнесменом. И заканчивать модную специальность в модном в 2000-х частном университете, ныне не существующем, тоже не хотел. По жизни он хотел быть ментом. Он мечтал ходить в модный университет в берцах и камуфляжных штанах. Но никогда не осмелился — из-за папы. Еще он мечтал лупить дубинкой всяких волосатых хиппи с гитарами. За то, чтобы не выё***лись. Потому что сила — это власть. Он видел себя таким лучше всего. Все о чем он мечтал — это быть начальником линейного отдела станции Синельниково. Кошмарить всякую станционную шелупонь, мутить с грузами в доле с начальником станции, брать взятки и благодарности верноподданных. Такой он видел свою карьеру. А свой, вернее папин постылый бизнес он ненавидит. Ненавидит и персонал. И все происходящее на фирме. И вообще, бизнесменов, как класс. И хает всё и вся. Включая мой бизнес, я скоро опишу его взгляды по вопросу управления песчаными карьерами. Кажется, он не презирает только мусоров из российских конченых сериалов, которые смотрит в большом количестве, начав еще в 90-х с хайповых тогда “Улиц разбитых фонарей”. Выражу общую мысль моих многих читателей: даже удивительно, с какой мразью за годы бизнеса иногда сводила судьба. Это потому что у Вселенной прекрасное чувство юмора.

Но почему он не обанкротит бизнес, если ему так плохо, а сам бизнес идет через пень-колоду? Потому что он боится матери, жены папы, покойного основателя дела. Мать тоже стояла у истоков, и проклянет, если что. Она сама так и сказала ему однажды: “Прокляну!” Боится и свою жену, у которой он тупо покупает за деньги ежедневную жизнь без скандалов и унижения. Это самый яркий пример, который я знаю. Но я не могу рассказать его дочери, потому что в глубине души надеюсь, что она никогда не будет знать того, в чем уже более 20 лет варюсь я.

Но здесь хотя бы все было плохо с самого начала, и никогда не было хорошо. Еще печальнее, когда начиналось все прекрасно, ярко, сказочно и волшебно, и казалось, что успех будет вечным, а по итогу все выродилось в унылое говно. Это часто встречается в бизнесе — причем чаще, чем истории успеха. Это повсеместно — открывали, пылали, горели, жили только бизнесом и его идеями, крушили круглосуточно, не спали вообще или спали в офисе на стульях, а потом… что-то исчезло, какой-то секретный ингредиент, магия, наркотик, фея с фиалками, единорог на радуге — так когда-то из кока-колы исчезла кока. И началась совсем другая история. И место исчезнувшего занимает пустота. И не качает больше — “Нэинтэрэсна да дарагой, слюши” — как говорит мой друг из солнечного Баку. Неэинтэрэсна да. Выгорел. Неважно кто — учредитель или сам бизнес — выгорел. Я в таком случае всегда менял направление деятельности. Закрывал одну компанию, распродавал основные фонды, открывал другую, покупал основные фонды.

Странно, но за восемь лет инвестфонда я наблюдал именно это чаще всего в среде стартапов. Они — как лакмусовая бумажка, у них это получается ярко и красочно, намного более выпукло, чем в бизнесе. Сдуваются они с более оглушительным свистом, чем фирмы в реальном секторе. От того, что теряют веру в себя. Наверное из-за того, что немалая часть стартапов — это хлопок одной рукой. Перестают заниматься тем, что нравится. Перестает нравиться то, чем занимаются. Страшная судьба, но массовая. В доме, где мы жили раньше, у меня был такой сосед. У него была беда — он постоянно женился: только женится, а уже нравится другая. Он был настоящий рекордсмен: у него было более десяти браков и разводов.

Все это напоминает мне историю с одной дамой из театральной студии. Это тот самый пример, когда вначале очень нравилось, и она думала, что это навсегда и что это ее жизнь: “Я вся в ролях, в искусстве!” А потом как-то постепенно все перегорело и прогорело. Вначале это было самым главным и важным. Но так опостылело, что просто невозможно туда ходить и продолжать всем этим заниматься. Но у нее была роль примадонны в громкой, по меркам студии, премьере, и она думала, что от нее по законам театральной чести требуется продолжать репетировать и сыграть премьеру, хотя это не требовалось: незаменимых не бывает, это закон, печальный для всех звезд как в театре так и в бизнесе. Но хорошая новость в том, что в бизнесе так можно не поступать. Вы всегда можете слезть с мертвой лошади, и вам за это ничего не будет.

К моему счастью, у меня не было полномочий и возможности напомнить даме, о том, что если роль играется в вот таких условиях, то сыграть ее хорошо нет шансов. И это всегда будет видно на премьере, и труппа окажется все равно подставленной, только уже при зрительном зале. Потому что сыграть хорошо можно только в одном случае: если тебя по-настоящему прет. Исключение я знаю только одно: актер Мэтью Перри — Чендлер из сериала “Друзья”: снимаясь на протяжении 236 серий он каждый раз чувствовал ужас и стресс — так он боялся оказаться несмешным. Но на пленке этого не видно, возможно его комлекс самозванца вошел в позитивную вибрацию с образом его героя, того еще фрика.

В бизнесе, как в театре — вы никого не обманете, если вам все поперек глотки. Прежде всего, вы не обманете сам бизнес, рынок и прибыль: деньги идут только к тем, кому нравится то, чем он занимается, нравится происходящее и он сам.

Одним из главных законов бизнеса было, есть и будет: “Нельзя заниматься тем, что не нравится”.

Но люди продолжают это делать. Ну что им скажешь? А ничего: жизнь научит.

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram