Соцмережі
3 Березня 2020
859

Юрій Корольчук: Викриття монополії Нафтогазу

Звинувачення Антимонопольного комітету та реалії справи

(мовою оригіналу)

Монополизм «Нафтогаза» наконец разглядели

Антимонопольный комитет Украины начал рассмотрение дела по признакам злоупотребления «Нафтогазом Украины» монопольным положением на рынках природного газа. С 1 ноября 2018 г. «Нафтогаз» устанавливал завышенные цены на природный газ для населения и ТКЭ. Такие высокие цены не были бы возможными в условиях существования значительной конкуренции.

Возбуждение дела против «Нафтогаза», а фактически против руководителей компании (А. Коболева) – это признание преступных действий «Нафтогаза».

В то же время, ничего нового по делу АМКУ против «Нафтогаза» нет.

1. АМКУ подтверждает, что компания «Нафтогаз» является монополистом на рынке торговли природным газом.

2. АМКУ подтверждает, что «Нафтогаз» фактически саботировал процесс анбандлинга и не произошло фактического отделения сектора торговли газом. Компания использует свой транзитный и транспортный монополизм для усиления своих позиций на рынке торговли газом.

3. «Нафтогаз» получал в течение 2016-2019 гг. незаконную прибыль. И хотя АМКУ расследует дело с 1 ноября 2018 года по нынешний период, но формально рынок газа существовал с 2015 года. Поэтому «Нафтогаз» только за 2018 получил незаконных доходов от продажи газа населению на сумму более 25 млрд. грн. В течение трех прошедших лет «Нафтогаз» получил переплату за газ на сумму ориентировочно 75 млрд. грн. Их целевое использование не было подтверждено.

4. Дело АМКУ о монополизме «Нафтогаза» подтверждает искусственное сдерживание развития рынка продажи газа населению и теплокоммунэнерго. «Нафтогаз» обычно обвиняет облгазы в том, что именно газораспределительные организации «не хотят» и «не способствуют» конкуренции на рынке газа. Однако, расследование АМКУ фактически констатирует обратное – именно «Нафтогаз» долгие годы препятствует развитию рынка газа и сдерживает конкуренцию в этом сегменте. Особенно показательно, что больше всего сдерживания и противодействие «Нафтогаза» проявилась в течение прошлых шести лет, когда «Нафтогаз» на каждом углу рассказывал о реформе рынка газа. А также руководство «Нафтогаза» прилагало усилия для дискредитации существующей системы газоснабжения и пыталось получить контроль над существующими газораспределительными сетями.

5. В конце концов, дело АМКУ против «Нафтогаза» развеивает как дым все басни и сказки о «профессиональном» менеджменте «Нафтогаза».

Конечно, по возбужденному делу следует усматривать и политический аспект. Председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболева, большинство представителей в Наблюдательном Совете «Нафтогаза» через своих лоббистов в США и ЕС пытаются оказать давление на правительство и президента Зеленского, чтобы оставить Коболева в должности руководителя «Нафтогаза». И дело АМКУ должно продемонстрировать злоупотребления Коболева на посту главы «Нафтогаза».

Маловероятно, что действия АМКУ приведут к установлению справедливости и, например, заставит «Нафтогаз» пересчитать установленную завышенную стоимость газа.

Но сам факт дела АМКУ против монополизма «Нафтогаза» свидетельствует о том, что на самом деле руководство «Нафтогаза» и Наблюдательный совет компании использовали компанию в собственных целях. Тем более, если говорить о действительно независимом Наблюдательном Совете «Нафтогаза», то только сам факт дела АМКУ уже должен был бы стать основанием для отставки главы «Нафтогаза» Коболева и членов Наблюдательного Совета. И для этого не нужно ждать завершения контракта 22 марта 2020 года.

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram