Соцмережі
10 Травня 2019
759

Владислав Рашкован: Книги якщо не навчать, то підготують

Через книги ми пізнаємо можливості та досвід попередників

(мовою оригіналу)

Я не помню себя, не читающего.

Тимофей Милованов завел провокационную беседу о том, нужно ли читать книжки. Вы можете не соглашаться (как и я) с мнением Тимофея, но тема интересная.

Я вырос среди книг. В нашей 25-метровой однокомнатной коммунальной квартире на Тираспольской в Одессе, кроме раскладывающего дивана родителей и моей кровати было 24 полки книг и 2 книжных шкафа. Кресла стояли сверху на этих шкафах.

Свою первую большую книгу я прочел в 6.5 лет. Ее дал мне папа. До 14 лет я читал каждый день и много. Не было дня, чтобы я засыпал, не читая захватывающие приключенческие романы Луи Буссенара, Сабатини, Хаггарда, Стивенсона, Купера, Майн Рида, Твена, Толкиена, Рыбакова, исторические романы Вальтера Скотта, Яна о Батые и Чинхисхане.

Затем пришло время Дюма, Жюля Верна, Грина, Джека Лондона, Дикенса.

Потом – 2 Капитана Каверина, Конан Дойль и Эдгар По, Агата Кристи и Сименон, Уэлс, Обручев и Булычев, Брэдбери, Беляев, Тарле, Толейран. Проклятых королей Дрюона прочитал дважды. Долго не мог осознать литературную важность Легенды об Уленшпигеле Шарля Де Костера.

Позже были производственные романы Хейли и Кронина. Драйзер, Сэлинджер, Ремарк, Пикуль. Ильф и Петров, Зощенко, Чехов, Достоевский. Булгаков и Пастернак. Любил читать детективы Джона Гришема. Рекс Стаут, Микки Спиллейн читались очень легко, а вот Стивен Кинг заходил непросто.

Затем я влюбился в биографические романы. Сначала – Ирвинг Стоун: я легко себе представлял Ван Гога в «Жажде жизни», Джека Лондона в «Моряк в седле», Микеланжело в «Муках и радостях», готов был пуститься в путешествия за Греческим сокровищем Шлимана. Зачитывался Моруа: Три Дюма, Прометей или жизнь Бальзака, Жорж Санд, Олимпио. Пять раз перечитывал Письма к Незнакомке. Читал Девида Вейса о Бетховене. Цвейга и Фейхтвангера, Молодые годы Генриха IV Генриха Манна.

Затем читал всемирку: Бокачо, Чоссер, Рабле, Сервантес, Мольер, Генри Филдинг, Бальзак, Гюго, Золя, Милый Друг Мопассана, Жорж Санд, Теккерей, Оскар Уальд, Флобер, Стейнбек Фолкнер, Хемингуэй, Бернард Шоу. Мастеров современной прозы: Кобо Абэ (Женщина в песках), Моравиа, Камило Хосе Села, Хаксли, Оруэлла. ЖЗЛ: очерки Шкловского о Марко Поло, Тарле о Наполеоне, Лурье о Гарибальди.

Потом – литпамятники: Монтень, «Опасные связи» Шодерло де Лакло, Джейн Остин, Проспер Мериме, Письма к сыну Лорда Честерфильда (переизданные в 1978 году – в год моего рождения) долго оставались одной из моих любимых книг, которые формировали мое представление о воспитании молодого мужчины.

В моем чтении было 2 больших пробела – фантастика и советская литература ХХ века. Вторую папа не любил и у нас не было этих книг в библиотеке. Наверное, также было и с фантастикой. Сейчас немного навёрстываю.

Я не помню себя, не читающего. Я первый раз поехал за границу в 18 лет и пару дней назад говорил своему сыну, что через книги я познавал мир. Путешествовать по-другому я в детстве особо не мог. Я изучал природу, географию, историю по книгам, открывал для себя новые страны, путешествуя за Сорви-Головой, Капитаном Бладом или Капитаном Татариновым, разгадывал тайны с Эркюлем Пуаро, учился смелости у Волка Ларсена и любви к животным на примерах Белого Клыка или Бэка.

Может, у сегодняшней молодежи есть другой способ познать мир в детстве, но у меня это были книги, любовь к которым привил мне отец.

С бизнесом многое похоже. Свою первую бизнес книгу я купил в начале второго курса университета за свои деньги. Моя мама тогда всплакнула, что еще один семейный бюджет будет потрачен на книги.

Несколько раз в неделю после университетских лекций я проходил через «Книжку» на Греческой и останавливался у стойки с книгами по финансам и экономике. Я не мог купить многие из тех книг. Но я многие из них пролистывал, потом искал в библиотеке. Читал. Через неделю приходил к продавцу и рассказывал свое мнение о книге, у нас завязывалась интересная беседа.

Я начал формировать свою собственную библиотеку. Сначала это были книги по слияниям, затем по презентациям. Работая преподавателем, я начал покупать книги для своих студентов. У меня была специальная стипендия на это – раз в полгода я ездил на Петровку и покупал книги для студентов.

Затем мы открыли Ресурсный центр. Как Энди Дюфре из любимого фильма, я начал писать письма в разные западные университеты с просьбой прислать книги. Я придумал идею – собирать разные издания Economics на разных языках. В итоге у нас было 54 разных издания: от Essenitials до Advanced. В целом библиотека ресурсного центра составляли 7000 книг. ей пользовались студенты и аспиранты не только нашего университета.

Моя бизнес библиотека сегодня около 2000 книг. Часть осталась в Одессе, часть в Киеве. Некоторые приехали со мной в Вашингтон. Те, кто были в моем офисе, видели полки с книгами. Очень много книг осталось в руках моих студентов и коллег (если они еще у вас, можете оставить их себе, наверное).

Многие из моих бизнес книг – истории развития или кейсы трансформации компаний. По ним можно также учиться познавать мир, чувствовать себя более подготовленным, более смелым даже – читая, ты понимаешь, что неразрешимых проблем нет. И кто-то уже входил в подобные болота изменений, взлетов и падений. Это касается людей, фирм, стран. Варвары у ворот – о слияниях, Onwards! – у культуре. Чтение книг позволяет мне смело смотреть вперед. И это дорогого стоит.

Моему отцу было бы сегодня 73 года. Он любил читать. Привил любовь мне. Мои дети сегодня заснули с книжками в руках. Также засыпаю и я. Читаю Bad Blood. Вика тоже только закончила читать новую книгу.

Уверен, что папа бы гордился, что бы не говорил мой друг Тимофей.

Більше новин та актуальних матеріалів у нашому каналі в Telegram

 

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram