Соцмережі
26 Серпня 2020
627

Дмитро Томчук: Звертайтеся до спеціалістів

У кожній справі важливо розуміти специфіку та нюанси

(мовою оригіналу)

В каждой стране людям подходит только один язык – язык страны. То, что мы считаем универсальным решением – английский, на самом деле полумера. На английском с вами будут говорить только из-за невозможности говорить с вами на своем. И если рядом с вами окажется такой же бизнесмен, но владеющий языком страны – про вас забудут, потому что английский – это от безвыходности. Потому что их английский – это не про взаимопонимание и симпатию, это не больше чем их ключ к вашим деньгам. И то только в крупных городах. В глубинке вам не поможет даже английский. А в некоторых странах, по типу Германии, с вами неохотно будут говорить и на английском. То есть будут, конечно, но так – очень через силу.

В загранпоездках я увидел, что даже несколько фраз на местном языке эффективнее грамотной и поставленной речи на английском. Я уже рассказывал здесь про дедушку-итальянца, учившего нас итальянскому по меню в его ресторане; про блуждания по французской глубинке, где никто не знал английского и не мог нам помочь, поэтому мы выехали на 60 км южнее нужной нам точки; про Гошу, который без усилий так нахватался иврита во время регулярных поездок в Тель-Авив, что мог вести непринужденный уличный разговор и его принимали за местного, правда советского, израильтянина. В разных странах, где мы выучивали хотя бы несколько фраз на местном языке, дела у нас шли намного успешнее, чем там, где мы говорили только на английском. Я не говорю про такие феномены, как Турция, Египет, Кипр, Болгария, часть Израиля, и еще десяток странных стран, где вы можете вообще говорить на русском, и вас поймут. Но есть страна, где английский вообще не канает. Это Китай.

Хотя, странное дело: когда я подарил членам китайской делегации экземпляры “Здесь Клюет” на русском языке, некоторые из них с интересом сразу же прочли по несколько абзацев: они читали по-русски. Но на английском они при этом предпочитают не разговаривать, хотя и знают язык. Наше открытие Китая несколько лет назад состояло из того, что без знания языка, этикета, и специфики делать там нечего. И это серьезный подводный камень. То же самое позже выяснилось про страны Залива. Но мы справились с этим вызовом. Как? Нет, мы не учили язык и не заучивали приличия китайских церемоний на память. Нам повезло. Мы просто нашли ключевую фигуру в китайском проекте и назначили ее Директором по Китаю. Это из разряда “Кадры решают всё”. Не скажу, что это решило все экзотические вопросы, но стало хотя бы немного полегче. Для сравнения: в моих банковских делах в Вайоминге ничего такого не понадобилось. Там с головой хватило моего английского и моих представлений о реальности и психологии американцев, где попадание было 95% При этом с Китаем попадание в их реальность без Директора по Китаю составило бы 0,5%, и не всегда.

Китай занял большое место в моей жизни. И продолжит занимать и в дальнейшем. Я знаю, что скоро мне нужно будет проводить там немало времени. Пока что, из-за событий, мы перевели наш Институт Блокчейна в онлайн-режим, где он успешно и работает. Но раньше было не так – наши специалисты должны были приезжать в Китай и вести там деятельность офлайн, за что правительство Китая платило им в юанях. А специалисты взаимодействовали с китайским миром, в котором не было ни одной европейской буквы и ни одного европейского слога. И в моем китайском кейсе большое место заняло правило: “Общее дело с иностранцами это не только деловые отношения, это и дружеские отношения. Это всегда доверительные отношения. Вам должны доверять. И если вы хотите иметь с иностранцами общее дело, вам необходимо максимально отзеркаливать тех людей, с которыми вам нужно общаться и в будущем работать”.

Я прекрасно понимал, что всю китайскую реальность я без специалиста не потяну. Мне повезло, я нашел мегагуру 80 лвл, и, как уже говорил, назначил его Директором по Китаю. Только после этого наш китайский вопрос получил свое окончательное решение, и китайские дебри стали хоть сколько-то проходимыми для нас. Это был человек, который 15 лет прожил и проработал в Китае, вращаясь в кругах китайских бизнесменов. И дело у нас было поставлено так: у меня всегда была четкая пошаговая инструкция о том, как вот прямо сейчас себя вести: как взять визитку, как и когда кивнуть головой, что говорить и когда говорить, означает ли произнесенное “Да” действительно “Да” или оно обозначает “Нет”, и так далее. Когда перед самым карантином сразу 19 китайских партнеров прилетали в Киев, она находилась рядом со мной, и говорила мне: “Сейчас говори, сейчас не говори, теперь скажи это, сейчас скажи так, сейчас надо сделать это”. Именно эта работа дала нам возможность показать китайцам нашу открытость и доброжелательность, потому что, если бы они не были перекодированы в китайский формат, они бы не означали для них ни открытость, ни доброжелательность.

Во всех наших поездках по Китаю благодаря Директору по Китаю мы всегда могли найти общий язык, понимание и нужные нам результаты с кем угодно, а это, согласитесь, приятно. Тем более, что Китай – это не Израиль с его 7 миллионами, треть из которых приехала из СССР. Китай – огромная страна. И если зрить в корень, то это вообще не страна, а структура по типу Европы – стараниями Цинь Шихуанди воедино были собраны по сути различные страны и различные народы. Каждая провинция капитально отличается своими правилами, традициями, культурой от соседних. И даже языком. В каждой провинции – свои диалекты, и люди из разных частей Китая могут говорить так, что вообще не будут понимать друг друга. Мы это знали, мы готовились, у нас был специалист, и благодаря его усилиям мы везде проходили за своих, потому что давали китайским партнерам привычную им реальность. То, что она была не понятной нам – это уже вопрос десятый. Важно, что мы были на одной волне. И все, что достигнуто сегодня по китайскому направлению – это следствие этого взаимопонимания.

Поэтому, как и в любом не понятном вам вопросе, я рекомендую обращаться за помощью к хорошим специалистам. И не заниматься самолечением, особенно в вопросах бизнеса. Потому что подводные камни становятся видны, только когда на них налетаешь на всем ходу. Но тогда уже поздно.

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

 

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram