Соцмережі
12 Січня 2021
819

Дмитро Томчук: Бізнес на позитиві

(мовою оригіналу)

Недалеко от нашего киевского дома есть шоколадная фабрика. Ну такая. Очень заметная. Зимой вы ее наверняка видели в подсветке с проекторов и световых гирляндах. И вот мы с семьей в новогодние праздники оказались там. И выяснилось, что внутри много захватывающего и интересного. Это было неожиданным. Фабрика украшена и иллюминирована новогодними разноцветными огоньками круче, чем центр Киева. Еще там обнаружился очень неплохой каток, причем покататься на нем стоило намного дешевле чем, опять же, на городских, таких всех праздничных и новогодних.
В катках я знаю толк, с самого бердичевского детства. Ведь младшим школьником я пришел на главный каток нашего городка не просто так, а подготовленным: там катались самые крутые пацаны, и я, чтобы встать с ними вровень прямо с первого выхода на лед, половину зимы учился кататься на коньках, то есть бесконечное количество раз падал с различной степенью ущерба и вставал. Это происходило в самом заветном месте моего детства: на огромной луже возле наших бараков. Летом по ней разве что на плотах не плавали, а зимой лужа замерзала, и можно было хоть на коньках кататься, хоть в хоккей играть. Я уж не знаю, как было принято у вас, но у нас было так: вместо ворот притаскивали уведенные от ближайшего (на самом деле не сильно близкого) продмага тяжеленные ящики для молочных бутылок. Они были сварены из стального прута толщиной в мизинец первоклассника, и были так по-советски прочны и тяжелы, что, запущенные с обледеневшей горы и вылетевшие на дорогу, спокойно пробивали обшивку кузова “волги”, я помню такой эпизод, но у запустивших было стратегическое преимущество: они находились на вершине покрытой отполированным льдом горы, а разъяренный таксист – внизу, из-за чего шансов на победу у него не было. Эти ящики служили на луже хоккейными воротами, местами для зрителей, еще – предметом для лизания на морозе для лиц, еще не знающих жизнь – с подачи лиц на пару классов старше, и жизнь уже постигших. Также на этих ящиках можно было ловко кататься, разгоняясь и плюхаясь животом на этот несущийся вперед с самолетным гулом спортивный снаряд моего провинциального детства. Здесь было главное, чтобы из ящика не торчали прутья, а нижние кромки, они же полозья, были уже хорошо отполированы прежними спортсменами. Бровь не одной девчонки была рассечена на нашей луже таким ящиком на полном ходу! Но все равно, по сравнению с настоящими коньками это был малышацкий отстой. Коньки – вот это было круто! Неважно какие – фигурные, на каблуке, хоккейные на какой-то спортивной бутсе, главное, чтобы не белые, не девчоночьи!
Коньки у меня были. Не помню уже кто из взрослых снизошел и натер их каким-то скипидаром или денатуратом, чтобы снять ржавчину. Но вот катание мне не давалось. Поэтому я падал и вставал, падал и вставал. Несмотря на то, что зимние каникулы я провел за этим занятием на луже, в конце зимних каникул до настоящего катка было также далеко, как в начале прошлогодних летних. Но я не сдавался, и еще до того, как лед покрылся слоем талой воды, вышел-таки на настоящий каток, и с триумфом! Не то, чтобы я сорвал овации, но местным звездам, некоторые из которых умели даже ездить спиной вперед, пришлось отнестись ко мне как к равному. Так я покорил бердичевский каток. И с тех пор мне нравится разбираться в крутизне этих спортивных сооружений. К слову: хотя на месте наших бараков давным-давно стоит кирпичная девятиэтажка, лужа как была, так и остается на том же месте, что и тридцать пять лет назад, и зимой, если случится чудо и она замерзнет, на ней все так же катаются дети. Разве что без ящиков от стеклотары.
А ящику я уделил столько внимания вот почему: они были на луже нарасхват. Даже те, которые не скользили, а вспарывали лед. За них всегда была драка. Но настоящая бойня началась угадайте за что? За ящик, который какой-то мальчик много дней назад обмотал принесенной из дома блестящей елочной мишурой, видимо снятой с елки. Ящик сразу же ушел в премиум-сегмент и стал предметом вожделений среди ценителей лакшри. Тогда я впервые увидел, что украшенный по-новогоднему объект нравится людям намного больше, чем не украшенный!
И с шоколадной фабрикой была та же история, только еще и с разноцветными огоньками! Мы стали ходить туда почти каждый день, и всегда там было много людей. Просто люди любят новогодние украшения. Они становятся добрее от этого, и вспоминают детство, стараясь не сравнивать себя теперешнего с собой тогдашним. Понятно почему. И вообще, в новогодних гирляндах живется как-то легче, не замечали? Дышится легче.
Но зачем это руководству фабрики? Что это дает, кроме дополнительных расходов? Я помню эпизод из “Симпсонов”, когда человек так украсил лампочками свой дом, что когда он врубил гирлянды, обесточило весь квартал. Да ничего не дает. Просто – приятно и радостно. Ну и привлекает публику к торговле. Но, между нами: нужно быть полным лузером, чтобы не организовать в таком месте торговлю. А владелец, далеко не лузер в бизнесе. Но все равно, главное, что остается – это ощущение праздника, детства и счастья. В подобные моменты я всегда вспоминаю, что бизнес – это не только прибыль, но и люди и их эмоции.
Впечатлившись этим примером, мне захотелось украсить и мои офлайновые предприятия. Но они в таких суровых отраслях, что там уместно будет разве что разбить классные газоны. Хотя пример “Интерпайп-Стали” показывает, что арт-объект можно сделать даже из металлургического
предприятия. По меньшей мере в первое время после открытия. А вот моим знакомым, у которых производства в более очеловеченных, а у некоторых – даже направленных на детей сферах, так и хочется сказать: “Не стесняйтесь! Украшайте!” И даже на вопрос “А что это даст?” у меня есть ответ: ” Ничего! Кроме радости и счастливых людей”. Ведь это только в 25 лет и с первым миллионом кажется, что радость каких-то там людей – это ничто. По ходу движения вперед мировоззрение меняется, да как быстро! У нормальных людей. Так что не стесняйтесь, украшайте. Так делает вся Европа и так не делали только в СССР. Кроме, разве что, директора одного градообразующего предприятия, который к приезду дорогого Леонида Ильича покрасил зеленой краской газоны перед заводоуправлением. Дорогой Леонид Ильич умел ценить, когда его удивляли. Карьера директора пошла вертикально вверх и уже не останавливалась никогда.
Даже в СССР, даже генсеки любили немного магии и волшебства, хотя бы и шарлатанского, а сегодня – так и подавно. Один гуру сказал: “Можно делать добрые дела, а можно – просто веселые”. Тем более, что “просто” – это не так ж и просто.

Вы попробуйте.

Недалеко от нашего киевского дома есть шоколадная фабрика. Ну такая. Очень заметная. Зимой вы ее наверняка видели в…

Опубликовано Дмитрием Томчуком Понедельник, 11 января 2021 г.

 

 

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

 

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram