Соцмережі
22 Грудня 2021
767

Дмитро Томчук: Безкорисні підсумки року

(мовою оригіналу)

Всегда в конце декабря я бросаю читать френдленту фб, потому что она наполняется глубокомысленными и чертовски интеллектуальными поллюциями, которые начинаются со слов “Ну что ж, пришла пора подвести итоги уходящего года. Итак, в уходящем году я…” и далее на четыре экрана выставка достижений народного хозяйства. Не примите за социопатию, но я никогда не подвожу итоги года, потому что — что подытоживать, если этот квест никогда не кончается, и как пели в “Катрусином кинозале” (кто помнит, что это?) на УТ (а что это?): “За небокраєм — небокрай”. Кроме того, бизнесмену в положении кота, плавно вращающегося в барабане стиральной машины, вообще не до подведения итогов — хоть бы отчеты за декабрь прочесть.

Но вот одно уважаемое издание попросило меня написать о самом феноменальном достижении этого года в моих бизнесах. Я честно положил перед собой листик и начал выписывать, что у нас было, и увидел только рутину и операционку. Я вращал листик и так и эдак, пытаясь сложить из сделанного за год что-нибудь сенсационное. На ум так и не пришло ничего кроме фразы “В этом году я и моя молодая команда много работали над всем”. Но отправлять в таком виде текст я постеснялся, хотя и сильно бы порадовал моих читателей, укоряющих меня за лонгриды. Пустили в эксплуатацию песчаный карьер, работающий в белую и по всем законам? Не глобально. Вывели на плановую мощность предприятие, делающее из мусора стратегическое сырье ака алюминий? Мелковато. Научились там же ловить алюминиевую пыль и получать сотни килограммов опять же алюминия, который до того просто уходил в атмосферу? Порадует разве что Грету Тунберг и ее упоротых юных экологов, хотя и им наплевать. Вводим в эксплуатацию завод, перерабатывающий пластиковый мусор в полезные вещи? Но больше хайпа вызвал бы рассказ о том, что я, изнывая от скуки, открыл производство, перерабатывающее полезные вещи в пластиковый мусор. Вот это бы и правда вызвало восторги в нашем постмодернистском обществе. Продолжал инвестировать в кардиологические и реабилитационные разработки? Начал финансировать проекты из Южной Америки? Скукота. Рассказ о том, как мы ели жареного каймана на Амазонке наберет на порядок больше лайков. И я решил ничего не писать по итогам года. Тем более, что главный итог года, которым я по-настоящему горжусь — это то, насколько много и интересно я путешествовал по миру с подросшими детьми. Это по-настоящему ценно.

Глядя на список я понял, что вся моя деятельность не укладывается в рамки года, а все, что дает результат, растянуто на годы. И в инвестициях, и в бизнесе. В инвестициях в принципе нет проекта, который даст отдачу раньше, чем через пять лет после старта. Год — это ни о чем для стартапа, особенно в тех сферах, которые интересны мне. Хотя время от времени появляются соинвесторы, которые говорят мне: “Ну вот, я вложился, год прошел и никакого результата. Где моя прибыль? Год прошел, год! Я вынимаю свои деньги, фигня это все!” Это все от вредной привычки нашего человека мыслить рамками календарного года и, главное, каждый декабрь подводить итоги. Да нет никаких итогов и не может быть, потому что всё, что ни возьми — непрерывный процесс, а об итогах можно говорить разве что в некрологе. В бизнесе тоже речь идет о длинных периодах.

Предприятие, которому год, оно ну никак не выйдет на свою норму прибыли, для этого нужно больше времени — придумать, спроектировать, сконструировать, запуститься, пройти первоначальный старт, закрепиться на рынке, стабилизироваться — от трех до пяти лет. Я сомневаюсь в том, что даже для пельменной или шаурмячечной год — подходящий отрезок, чтобы говорить о результатах, итогах и выводах. Потому и не получилось у меня рассказать читателям издания о выдающихся итогах за год. Ибо, как говорят в Одессе: “По Дерибасовской не бегают, по Дерибасовской ходют постепенно”. Бизнес требует выдержки и терпения, это не место для быстрых результатов. Бизнес — это всегда игра вдолгую, и все зависит, хватит ли у бизнесмена или инвестора здоровья и нервов вести эту игру годами. Исключение — разве что Zoom, с его миллиардом долларов выручки за квартал и ростом в 369% в 2020, хотя мало кто знает, что Zoom стал единорогом еще до начала пандемии. Но это редкий случай, и вообще этот кейс — о первом в истории цивилизации бизнес-успехе, связанном с применением бактериологического оружия. Остальным так не везет, и говорить о чем-то за год — просто смешно.

В бизнесе быстро нельзя получить ничего хорошего, но вот что-то плохое получить не проблема. Быстро только кошки родятся. Так что не будем гнать лошадей.

Більше новин та актуальних матеріалів Investory News у нашому каналі в Telegram

Контекст

Ми у соцмережах

Слідкуйте за нами у Facebook або ж читайте усе найцікавіше у нашому каналі в Telegram